Политика рефинансирования
Рефинансирование национальной банковской системы, как известно, может осуществляться тремя путями: покупка иностранной валюты, покупка ценных бумаг и предоставление кредитов в порядке переучета или под залог ценных бумаг и других активов. В рамках политики рефинансирования центральный банк определяет:
o инструменты рефинансирования;
o ставки рефинансирования;
o объем рефинансирования.
Основными инструментами рефинансирования являются валютные интервенции, операции на открытом рынке, кредиты рефинансирования.
Валютные интервенции
Они представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на денежную массу. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа, наоборот, - к сокращению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку изменяют рыночное соотношение спроса и предложения последней на валютном рынке. Таким образом, валютные интервенции являются составной частью валютной политики центрального банка.
Цель валютной политики - поддержание стабильности курса национальной валюты, что необходимо для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Если снижается курс национальной валюты, происходит повышение цен на импортные товары на внутреннем рынке, а затем и на отечественные, что ведет к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Если происходит постоянное снижение курса национальной валюты, то цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на движение курса национальной валюты. Поэтому центральные банки для поддержания последнего на необходимом уровне проводят валютные интервенции: при снижении курса национальной валюты они продают иностранную, а при чрезмерном его повышении покупают иностранную валюту, выпуская против нес в обращение дополнительное количество национальной. Однако, поскольку движение курса национальной валюты определяется не только динамикой объема денежной массы, но и такими факторами, как состояние платежного баланса, наличие и строгость валютных ограничений, размах валютных спекуляций и другие, то валютные интервенции, проводимые с целью стабилизации курса, часто приводят к негативным последствиям для денежного обращения и требуют от центрального банка и правительства принятия стерилизующих мер.
Следует отметить, что с ростом степени открытости экономики цель валютной интервенции и валютной политики центрального банка в целом приобретает все большую ориентацию на поддержание курса национальной валюты, при этом обеспечению стабильности внутренних цен и снижению инфляции уделяется гораздо меньшее внимание. Это связано с тем, что чем национальная экономика интегрирована в мировую, тем большую роль в обеспечении ее устойчивого развития играет валютный курс.
Решая задачу сохранения стабильности покупательной силы денег в замкнутой экономике, центральный банк может принимать в расчет только покупательную способность по отношению к внутренним товарам. Но если он станет придерживаться такой же стратегии в стране, где У4 участников рынка являются либо экспортерами, либо импортерами, из-под его контроля покупательной способности денег выйдет 75% всей денежной массы. Чтобы контролировать покупательную силу основной части денежной массы, центральный банк должен в своей политике перенести акцент с внутренней инфляции на валютный курс.
Иными словами, цель и средства ее достижения в этом случае меняются местами. Стабильность валютного курса становится целью, одним из средств достижения которой является регулирование внутренней инфляции. В связи с этим по мере интернационализации экономики и глобализации финансовых рынков значение валютной политики в системе мер денежно-кредитного регулирования постоянно возрастает. В таких условиях валютные интервенции служат почти исключительно задаче поддержания курса национальной валюты, а для регулирования денежной массы и уровня цеп используются другие инструменты.
Операции на открытом рынке
В настоящее время они являются наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования. Эти операции используются центральными банками всех развитых стран, но в разных масштабах из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг и недостаточности средств для их проведения. Сущность этого метода заключается в том, что центральный банк покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке. Объект этих операций - рыночные цепные бумаги, к которым преимущественно относятся обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком. Если последний продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на величину купленных бумаг. Вследствие этого уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении. И, наоборот, при покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, и у коммерческих банков появляется возможность расширить свои операции по выдаче ссуд.
Этот рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка является наиболее действенным и гибким и обеспечивает эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику в целом. Операции на открытом рынке можно использовать для регулирования ставок процента и курса государственных ценных бумаг. Считается, что этот метод регулирования удобен для поглощения малых объемов избыточной денежной массы. Подобное использование операций на открытом рынке преобладает в ФРГ.
В США в силу широкого развития рынка ценных бумаг этот метод нашел наиболее широкое применение, и прежде всего на рынках краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций. В Великобритании операции на открытом рынке ценных бумаг проводятся для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, при этом регулируются условия, на которых центральный банк может осуществлять эти операции.
Операции по покупке и продаже крупных партий государственных ценных бумаг производятся ФРС регулярно, а иногда даже ежедневно. Руководство ФРС рассматривает их как наиболее подходящее к условиям американского кредитного рынка средство воздействия на конъюнктуру. Операции на открытом рынке производит Федеральный резервный банк Нью-Йорка через уполномоченных дилеров. Сумма операций изменяется в диапазоне 1 млн - 1 млрд дол. и более в день. Инструкции по проведению операций дает Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, куда входят все семь членов Совета управляющих и президенты пяти федеральных банков (с периодической ротацией последних). Этот Комитет является главным органом оперативного управления денежно-кредитной политикой.
Кредиты рефинансирования
Первоначально предоставление прямых кредитов центральным банком другим национальным банкам использовалось исключительно для оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредитного рынка. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением кредиты центрального банка все активнее стали применяться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции, банки, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в них за получением ссуд. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов банка. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия.
Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя. Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты, но в отдельных странах они распространяются и на небанковские кредитные учреждения.
Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от следующих параметров:
o формы обеспечения (учетные и ломбардные);
o сроков использования (краткосрочные - на 1 или несколько дней и среднесрочные - на 3-4 месяца);
o методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через кредитные аукционы);
o целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).
Учетные (дисконтные) кредиты. К ним относятся ссуды, предоставляемые центральным банком банковским институтам под учет векселей (покупка у банков и других кредитных организаций векселей до истечения их срока). В большинстве стран центральные банки переучитывают векселя, предоставляемые коммерческими банками и другими кредитными институтами без посредников. Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия, характера поручительства и т.д. В законе о центральном банке каждой страны дается подробный перечень этих требований. Общая сумма ссуд центральных банков, выдаваемых под учет векселей, лимитируется. В зависимости от стоящих перед центральным банком задач в области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается.
В последние годы кредитование коммерческих банков в форме переучета повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Во многих странах введены ограничения на учетный кредит. Так, в США банк, получив учетный заем (кроме сезонного), лишается возможности кредитовать на рынке федеральных фондов. Это вызвано более высоким уровнем рыночных ставок по сравнению с действующей учетной. Этот запрет в свою очередь служит причиной того, что мелкие банки, часто прибегающие к кредитованию на рынке федеральных фондов, редко используют учетный кредит. В Германии Немецкий федеральный банк устанавливает лимиты переучета для каждого банка пропорционально собственному капиталу последнего сроком на полгода. Аналогичный порядок действует и в Японии. Центральный банк Швейцарии лимитирует переучет для каждого байка пропорционально его собственному капиталу и публикует их. При этом он строго проверяет действительную потребность в средствах. Банки должны доказать, что речь идет о временной потребности в ликвидности. В Италии в настоящее время лимитирование не практикуется, центральный банк по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать переучет.
Ломбардные кредиты. Они представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком смысле слова термин "ломбардные кредиты" означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные, ломбардные кредиты используются центральным банком для регулирования банковской ликвидности. В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральных банках. Как правило, в каждом из них разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг. Последний является обеспечением возвратности ссуд центрального банка.
Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке цепные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит к центральному банк}'. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма, состоящая из основного долга и начисленных процентов. Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них ставка процента, как правило, на 1% превышает официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней. .Ломбардные кредиты могут быть выданы на срок от 1 дня до 4 месяцев.
Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты. Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке. Ограничивая доступ к краткосрочным кредитам, они вынуждают банки приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты получили название корректирующих. Последние становятся наиболее распространенными и приобретают массовый характер в периоды кредитного "голода". Они предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка, ухудшение которого было обусловлено резким, непредсказуемым уменьшением депозитов либо возникновением временных трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские кредиты. Корректирующие кредиты не могут быть использованы в спекулятивных целях. Они предоставляются под гарантию ценных бумаг, преимущественно государственных. Погашение данного вида кредитов может осуществляться либо по частям, либо полностью по истечении срока действия ценных бумаг.
Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким ставкам процента.
Кредиты более длительного срока пользования выдаются центральными банками кредитным организациям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов. При использовании сезонных кредитов центрального банка потенциальный заемщик обязан представить доказательство сезонного характера потребности в них. При этом часть своих сезонных потребностей он должен покрыть за счет собственных ресурсов. К организациям, широко использующим такие кредиты, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.
Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств (изъятие крупных депозитов, стихийные бедствия, трудности, возникающие в результате просчетов руководства банка). Удовлетворение запроса на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения. Этими видами кредита пользуются банки, испытывающие проблемы ликвидности, которые возникают по причине ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся банки и другие кредитные институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.
Кредиты, предоставляемые посредством проведения аукционов. Широкое применение аукционной формы распределения кредитов обусловлено тем, что аукционы, проводимые центральными банками, создают равные условия для всех участников. Существует соответствующий порядок проведения кредитных аукционов. Потенциальные заемщики направляют заявки в центральный банк, который организует торги, с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня ставки процента. На основании полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления, минимальную сумму запрашиваемого кредита. Для определения исходной ставки процента по предоставляемым кредитам используют два способа: голландский и американский. В обоих случаях вначале происходит процесс отбора заявок, допущенных до участия в аукционе. Для этого они распределяются с учетом уровня указанных в них ставок процента по степени уменьшения.
Право на участие в аукционе получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные ставки процента. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком для проведения аукциона. Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с установленным центральным банком порядком.
Ставки рефинансирования
В политике рефинансирования важное место занимает регулирование ставок процента, по которым центральный банк проводит данные операции. Регулирование ставок процента часто называют процентной политикой центрального банка, а основную ставку, по которой осуществляется рефинансирование, - его официальной ставкой. Повышение последней снижает возможности коммерческих банков в получении кредитов у центрального банка, что ведет к сокращению кредитов, предоставляемых рыночной клиентуре банками, следовательно, уменьшает денежную массу и увеличивает величину рыночных ставок процента. Повышая последние, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции, снижая, - кредитной экспансии.
Центральный банк обычно устанавливает ставки по операциям - дисконтную, ломбардную, для операций на открытом рынке и др. Регулируя их уровень, он воздействует на уровень ставок процента по кредитам и другим операциям коммерческих банков.
Пик использования ставок центрального банка для регулирования денежно-кредитной сферы пришелся на 1950-1960-е гг. Большое значение придавалось им и в 1970-е гг., когда имело место расширение международного движения капиталов. В современных условиях общая ориентация на контроль уровня ставок сохраняется, но значение этого инструмента регулирования постепенно уменьшается. Однако полностью отказаться от него нельзя в силу макроэкономического, в том числе антиинфляционного, воздействия на экономику, а также на курс национальной валюты.
В большинстве развитых стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков в стране, относится учетная ставка. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики.
Официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков краткосрочных государственных облигаций и переучете коммерческих векселей. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками на основе переучетных операций. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного денежного рынка стоимости банковских кредитов. Когда центральный банк повышает учетную ставку, он тем самым удорожает кредиты рефинансирования, уменьшая кредитные возможности банков и, наоборот, когда он понижает ее, то удешевляет кредиты и увеличивает возможности банков предоставлять кредиты своим клиентам. По сложившейся в 1950-1960 гг. практике центральный банк фиксировал свою учетную ставку, по которой выдавал кредиты в соответствии со спросом на них, а рынок регулировал количество денег в обращении. Типичным был низкий уровень ставок центрального банка, что стимулировало обращение остальных банков к его кредитам. Поскольку все банки обращались за кредитными ресурсами к центральному, то влияние ставок последнего распространялось на всю экономику, что и служило подтверждением регулирующего воздействия учетных ставок центрального банка на общую динамику ставок процента.
В последние годы кредитование коммерческих банков по официальной учетной ставке повсеместно сокращается, например, федеральные резервные банки осуществляют эти операции выборочно и в минимальных размерах, действуя как кредиторы в последней инстанции. Учетная ставка в современных условиях служит публичным индикатором перемен политики центрального банка. Ее изменения показывают направления политики последнего, что заставляет экономические субъекты менять собственную стратегию. Это является справедливым для большинства стран, за исключением Австралии и Великобритании, где учетные ставки не публикуются.
Основным объектом, на который воздействует процентная политика центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные ставки. Стратегии регулирования ставок процента достаточно разнообразны. В настоящее время в большинстве стран наиболее значимой становится стабилизация максимально краткосрочных ставок денежного рынка. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, по и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам па денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. В этих условиях более привлекательными становятся депозиты или прямое финансирование. Понижение учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, поднимая их рыночную стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.
Объем рефинансирования
Объем рефинансирования определяется исходя из целей денежно-кредитной политики. Каждый центральный банк, как правило, определяет лимиты по операциям рефинансирования, в рамках которых устанавливаются лимиты по отдельным банкам или их группам (например "дисконтное окно" в США). Исходя из рассчитанных лимитов определяются ставки по операциям и требования к банкам для получения кредитов рефинансирования. В последние годы установление объемов рефинансирования становится важным элементом таргетирования.