Политика, мораль и эффективность
Соотношение политики и морали, вообще возможности морали в политике – типологическая проблема политической философии.
В обыденном сознании политика часто противопоставляется морали: мол, политики готовы на любые подлости, чтобы достичь власти, и на еще большие подлости, чтобы ее удержать. По мнению Н. Макиавелли, политика как таковая – "грязное дело". Да и слово "макиавеллизм" вошло в повсеместный обиход (не совсем обоснованно) как синоним цинизма и беспринципности. Для Макиавелли политика – это сфера утверждения власти, борьбы за власть, сфера, где нет средств, которые не оправдывали бы дорогу к цели, где абсолютной целью всегда является власть и господство над людьми, а политическая этика – это этика власти и людей власти: если мораль необходима для репрезентации власти, ею можно воспользоваться, а если она мешает, ее смело можно отменить. Мораль инструментальна и не обладает никакой самоценностью.
С другой стороны, от Аристотеля, идет понимание политики как "эвдемонии", деятельности, целью которой является общество добродетельных граждан: здоровая, комфортная, справедливая жизнь образованных и воспитанных людей.
Эти концепции соотношения морали и политики действуют и в наше время в форме дилеммы: "человек для политики" или "политика для человека". В первом случае политическое развивается посредством разнообразных форм власти, во втором – реализует свою понятую в аристотелевском духе сущность – как развернутая этика, осуществленное благо, преимущественная сфера добродетели.
Есть профессии (полиция, юристы, врачи, художники, ученые, спецслужбы), обеспечивающие такие функции, за которыми признано право выходить за рамки нормативных представлений, в определенном смысле – и обыденной морали. На первый взгляд, для политики это тем более естественно ("кто-то должен пачкать руки"). Например, в международных отношениях, в работе спецслужб, когда на первом плане – национальные интересы, за которыми стоят интересы правящего политического класса данного общества. Сама по себе политика оценивается не по критериям добра и зла, а по критериям эффективности или неэффективности решения политических проблем и задач.
Эффективность – характеристика принципиально относительная, зависящая от того, какие показатели с какими соотносятся. В этом ее отличие от эффекта – характеристики абсолютной (эффект либо есть, либо его нет), выражающей некий очевидный результат. Эффективность всегда конкретна, и надо знать, о каком ее виде идет речь в каждом конкретном случае или какой вид эффективности наиболее важен применительно к конкретной ситуации и задаче. Следует помнить, что нет эффективности "вообще" – ее ОГЛАВЛЕНИЕ всегда конкретно в ее относительности. В случае с политикой это обстоятельство особенно важно. Полноценная и эффективная политика предполагает глубокое обоснование эффективности.
В оценке эффективности можно выделить три ее основных вида.
1. Экономичность – как отношение затрат к полученным результатам (Э = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов: эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат.
2. Результативность – как отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей деятельности: эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям.
3. Целесообразность – как отношение целей к реальным потребностям, проблемам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей: эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
Итоговое выражение эффективности Э = Ц/П × Р/Ц × Р/З может быть упрощено за счет сокращения Ц до вида Э = Р/П × Р/З.
Однако в управленческом и политическом контексте промежуточная роль целей принципиально важна и представляет особый интерес. Сама постановка цели обычно связана с риском се неадекватности. Причем в политической деятельности цели носят особенно многоуровневый характер.
Легче всего рассчитывается экономичность. Берутся затраты – финансовые, материальные, кадровые, временные и т.п. – и делятся на единицу достигнутого результата. Не случайно в экономическом анализе именно этот вид эффективности наиболее разработай: подавляющее большинство методик построено именно в этом ключе. Но и здесь возникает вопрос: в каких показателях измерять результат? И что вообще считать результатом? Результат может быть непосредственным, а может быть и сложно опосредованным, мультипликативным.
Важно помнить, что нет и не может быть эффективности "вообще". Она всегда конкретна, и надо знать, о каком виде эффективности идет речь в каждом конкретном случае или какой вид эффективности наиболее важен применительно к конкретной ситуации и задаче.
Более того, каждый из видов эффективности меняет свое конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ в зависимости от уровня анализа. В качестве первого уровня анализа может рассматриваться эффективность проекта (программы), отдельной политической акции, кампании. Второй уровень анализа – эффективность политической деятельности в масштабах организации, учреждения. Третий уровень – уровень эффективности в масштабах региона или страны в социальной среде в целом. Таким образом, каждый из видов эффективности может быть рассмотрен на отмеченных уровнях.
Очевидно, что характеристики эффективности на каждом из уровней анализа могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие. Например, достижение сиюминутных целей мероприятия может негативно сказываться на долговременной перспективе позиций и репутации организации, органа власти, дестабилизировать ситуацию в регионе, стране.
Наглядно полнота содержания эффективности представлена в табл. 7.1, соотносящей необходимые для анализа характеристики.
Эта таблица дает представление о "поле анализа" политической эффективности. Приступая к такому анализу, надо всегда сначала задаваться вопросом: о какой эффективности и на каком уровне может идти речь? Кроме того, каждая характеристика на каждом уровне должна выражаться в конкретных показателях. Легче всего с характеристикой затрат (финансов, времени, других ресурсов), так как они легче всего поддаются количественному счету. Не столь затруднительно и выражение результатов деятельности по соответствующим уровням. Несколько сложнее с показателями целей и потребностей, но и им могут быть найдены характеристики, в том числе и имеющие количественное выражение.
Приведенная концептуализация политической эффективности может использоваться и в анализе идейного содержания политических программ. Например, различение видов эффективности может прояснить важные различия между политическими программами классического марксизма К. Маркса и его модификацией В. И. Лениным и Мао Цзэдуном.
Таблица 7.1
Векторы анализа эффективности
Проблемы П |
Цели Ц |
Результаты Р |
Затраты З |
|
Программа, акция |
||||
Организация, структура |
||||
Социум |
При явном различии этих политических доктрин бросается в глаза их общая черта: они не уделяют должного внимания главному аспекту политической деятельности – ее целесообразности, решению насущных проблем общества, удовлетворению потребностей его членов. Видимо, рационалистический активизм является типологической чертой марксизма во всех его модификациях (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Политические доктрины марксизма, ленинизма и маоизма
Классический марксизм |
Ленинизм, маоизм |
Акцент на экономической рациональности политической деятельности (Р/З) |
Акцент на социальной рациональности политики (Р/Ц) |
Главные понятия: общественно-экономическая формация, экономический базис, общественная производительность труда, развитие производительных сил |
Главные понятия: социалистическая революция, партия нового типа, диктатура пролетариата |
Социальная жизнь (классовая борьба), политика (власть), искусство, наука производны от экономического развития |
Экономика, социальная жизнь, искусство производны от власти |
Экономика определяет политические возможности |
Власть есть способность достигать поставленные цели |
Оцениваются используемые средства |
Оцениваются цели, которые оправдывают средства |
В политике главное – цели и средства, в качестве которых могут выступать конкретные люди и социальные группы, даже нации. В морали – нормы, правила. Хотя сами эти нормы определяются ценностями – представлениями о желаемом должном. Различия ценностей и целей – в степени абстрактности и сроках достижения.