Политика как борьба за власть и применение власти
Итак, мы выяснили, что одной из важнейших составляющих организационных отношений являются властные отношения. Носитель власти получает в организации существенные преимущества. Он может многое делать по своему усмотрению, но не все, так как его возможности ограничены другими людьми, также являющимися носителями власти. В итоге получается система властных отношений, которая часто не является стабильной, устоявшейся, но подвижна, динамично развивается, проявляя в результате такого развития как бы свою собственную, системную логику развития. Такая квазистабильная система властных отношений в организации называется политической системой организации, а процесс управления отношениями в такой системе — политикой. Таким образом, политика в организации это деятельность или поведение, направленное на получение, удержание, укрепление и расширение власти в организации. Отсюда следует, что и объектом (т.е. предметом, на который направлены усилия людей в организации, добивающихся власти), и инструментом достижения целей является политика.
Существуют различные стратегии приобретения власти в организации. Обобщая данные организационных исследований за последние десятилетия, можно привести следующие стратегии приобретения власти в организациях:
• обращение за советом:
• поддержание маневренности;
• сохранение ограниченной коммуникации;
• проявление уверенности;
• контроль доступа к информации и людям;
• превращение своей деятельности в основную и незаменимую;
• создание отношений "покровитель-протеже";
• стимулирование конкуренции между честолюбивыми подчиненными;
• нейтрализация возможной оппозиции;
• осуществление стратегических замен;
• настойчивость в достижении "нереальных" целей;
• создание выигрышной коалиции;
• развитие знаний и навыков;
• создание личного имиджа;
• использование уступок;
• использование данных исследований для подтверждения своей точки зрения;
• ограничение информации о своих действительных намерениях;
• уход от мелких споров.
Данный список не является ни полным, ни "каноническим". Он призван скорее продемонстрировать многообразие путей достижения власти. Однако получить власть -это полдела. Существует не меньше причин или факторов, действие которых приводит к тому, что индивид лишается власти. Чтобы этого не произошло, менеджер должен умело использовать власть.
Теперь рассмотрим, каким образом власть может использоваться. Прежде всего отметим, что существует множество источников власти и только в редких случаях используется лишь один источник власти, все они тесно переплетены между собой. Например, чем больше кто-то использует власть принуждения, тем меньше этого человека любят и, следовательно, тем ниже его референтная власть. Точно так же, менеджеры, обладающие экспертной властью, приобретают и власть легитимную, в силу того, что их профессиональный стиль управления приемлем для других членов организации.
Кроме того, чем более высокое положение в организации занимает руководитель, тем больше у него легитимной власти, тем больше у него возможностей применять поощрения и санкции. Из всего этого следует, что все источники власти нельзя рассматривать как что-то абсолютно независимое. Они всегда используются вместе в различных комбинациях.
Какие же основания власти люди предпочитают использовать? Исследования мнений американских менеджеров высшего звена, проведенные психологом Т. Стюартом, показали, что большинство менеджеров предпочитают использовать экспертную власть в первую очередь и власть принуждения — в последнюю. Тем не менее когда исследователи расширили вопрос и попросили людей назвать источники власти, которыми они располагают на работе, получилась картина, отображенная в табл. 12.
Таблица 12. Оценка источников власти менеджерами высшего звена (по Т. Стюарту)
Источники власти |
Процент положительных ответов* |
Поддержка финансовых кругов организации |
9 |
Контроль за принимаемыми решениями |
28 |
Экспертиза и знания |
43 |
Поддержка вышестоящих руководителей |
64 |
Поддержка совета директоров |
70 |
Личностные и лидерские качества |
83 |
* Сумма ответов больше 100, так как руководители имели возможность назвать несколько источников.
Интересный факт: когда исследователи спросили, прибавилось ли у опрошенных власти за последние десять лет, только 19% сказали, что власти у них стало больше, 36% заявили, что властных полномочий сколько было, столько и осталось, а 42% заявили, что их стало меньше. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных отметили ослабление собственной власти. Это может быть объяснено тем, что в обществе идет постепенный процесс вытеснения одних методов осуществления властных полномочий другими. Так, снижение уровня приемлемости более авторитарных, "диктаторских" методов управления и требование замены их более партисипативными скорее всего будет восприниматься руководителями как снижение их уровня властных полномочий.
Хотя различные формы власти используются для влияния на подчиненных, исследование показало, что экспертная власть чаще всего используется для влияния на руководителей. Применять власть по отношению к начальнику — довольно сложная задача, в связи с тем, что начальник располагает контрвластью. Когда вы "властвуете" над кем-то, кто не располагает достаточной властью, вам не надо беспокоиться об "угрозе возмездия". Когда вы сталкиваетесь с человеком, который может потенциально иметь больше власти, чем вы, вам в большинстве случаев ничего не остается, кроме как подчиниться.
Рассматривая роль менеджера в контексте всей организации, необходимо учитывать, что организация — политическая система, в которой коллективы конкурируют за положение, ресурсы, престиж и влияние. Часто такая конкуренция декларируется как борьба за общие цели, которые, разумеется, данное подразделение или группа понимают лучше, чем другие. Но в основе таких деклараций нередко лежат интересы группы. Последнее не означает, что в таком случае интересы группы противоречат интересам организации или что группа, отстаивая свои интересы, вредит достижению общих организационных целей. Это означает лишь то, что, отстаивая интересы группы, менеджер должен определить, что он обязан делать для коллектива его подчиненных, а что для организации. Это не всегда легко, особенно когда происходят организационные инновации, угрожающие переменами в сложившихся между группой и организацией отношениях. Чтобы быть хорошим представителем своего подразделения, менеджер должен не только бороться за ресурсы, защищать группу от вмешательства извне, отстаивать ее интересы, но и знать и правильно оценивать свою силу внутри организации, которая может отличаться от его силы в коллективе, но в свою очередь влияет на последнюю.
Для завоевания и укрепления политической власти организации используется множество тактических приемов (табл. 13). К наиболее популярным приемам относятся социальный обмен и разнообразные альянсы. В основе социального обмена лежит принцип: "Кед и ты делаешь что-нибудь для меня, то и я сделаю нечто для тебя", который опирается на весьма действенную норму реципрокности (взаимности), в соответствии с которой индивиды, длительное время поддерживающие рабочие взаимоотношения, воспринимают "оплату" взаимных социальных долгов как наипервейшую обязанность. Правильная организация социального обмена предполагает, что все участвующие в нем стороны получаю! именно то, чего они желают. Осуществляющиеся в течение относительно длительного времени обмены предопределяют образование альянса, когда два или более индивида для получения обоюдных выгод объединяются в постоянную властную группу.
Таблица 13. Различные тактические приемы завоевания и укрепления политической власти (по Р. Чалдину)
Используемая тактика |
Пример |
|
Социальный обмен |
Главный инженер компании помогает директору одного из производств в получении санкции на приобретение нового оборудования, если последний поддержит инженерный проект |
|
Альянсы |
Менеджер по информационным системам компании и вице-президент по финансам совместно разрабатывают требования к новой компьютерной системе |
|
Восприятие индивида как представителя высшего руководства |
Помощник президента компании "подменяет" руководителя при приеме некоторых решений |
|
Контроль над информационными потоками |
Менеджер отдела исследований и разработок лично контролирует доступ к информации о новом продукте |
|
Селективные услуги |
Менеджер по продажам в первую очередь выполняет поручения и просьбы непосредственно взаимодействующих с его отделом служб |
|
Символы власти и статуса |
Новый менеджер добивается выделения более просторного кабинета и введения должности личного помощника |
|
Используемая тактика |
Пример |
|
Аппаратные игры |
Менеджер А договаривается с вице-президентом о том, что ему передаются некоторые функции менеджера Б |
|
Работа в сети |
Менеджер вступает в гольф-клуб |
|