Политика дезинфляции

Когда темпы инфляции высоки и нестабильны, требуются радикальные меры, чтобы остановить инфляционный процесс. Совокупность -таких мер называется политикой дезинфляции, политикой прекращения инфляции, снижения ее темпов. Как мы видели, альтернативные издержки дезинфляции и дефляции — это некоторый период застоя в производстве, роста безработицы и замедления экономического роста.

Цена политики дезинфляции состоит из двух компонентов.

Во-первых, это норма жертвы (sacrifice ratio) — число лет избыточной безработицы, необходимых для достижения снижения инфляции на 1 процентный пункт:

где гусаг5 — период времени (в годах); Ди—темп роста безработицы; Дя — темп снижения инфляции.

Норма жертвы графически может быть представлена в виде кривой Филлипса. Скорость продвижения экономики из положения с = 1 (с высокой инфляцией) в ситуацию С = N (с низкой инфляцией), представленная на рис. 11.13, и есть норма жертвы. Величина N может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет.

Во-вторых, подчинение закону Оукена — каждый процент отклонения безработицы от своего естественного уровня — полной занятости (в сторону увеличения) приводит к производственным поте

Рис. 11.13. Норма жертвы в случае дезинфляции

рям. Экономика уходит от потенциального выпуска, производство оказывается меньше максимально возможного уровня. Чем выше уровень текущей безработицы по сравнению с естественной нормой, тем ниже текущий ВВП падает относительно выпуска при полной занятости:

где Yt — текущий ВВП; Y* — ВВП при полной занятости; к0 — коэффициент Оукена (обычно находится в диапазоне/с0 = 2—3); UN — естественная норма безработицы; Ut—текущий уровень безработицы.

Общая цена антиинфляционной политики зависит как от реакции экономических агентов на дезинфляционные меры государства, степени доверия индивидов политике ЦБ, так и скорости проведения антиинфляционных реформ.

Рисунок 11.14 демонстрирует два возможных сценария развития событий.

На левом графике представлена политика шоковой терапии, или, как ее называют в англоязычном мире, политика "холодной индейки" (cold turkey policy). Представим, вы в пришли в фешенебельный ресторан и заказали на ужин индейку. Вы довольно долго ждете, утомились в предвкушении ароматной горячей индейки. И вдруг вам приносят неожиданно холодную индейку. Ваш шок и есть реакция экономики на данный тип политики.

В случае шоковой терапии государство резко сокращает предложение денег, одномоментно и существенно ограничивает расходы, проводит очень жесткую политику доходов. Все эти мероприятия оказываются "холодной индейкой" для экономических агентов. Они неожиданны, значительны и безапелляционны.

Экономика резко скользит вниз по краткосрочной кривой Филлипса SRPCr Безработица значительно возрастает. Производство

Рис. 11.14. Типы антиинфляционной политики

существенным образом сокращается. Экономический рост ощутимо замедляется или прекращается. Такую страну ждет катастрофический кризис.

Однако так как антиинфляционные меры государства вызывают понимание и доверие у населения и фирм, быстро происходят положительные изменения в структуре и организации трудовых и деловых контрактов. Работники быстро соглашаются на низкие заработные платы. Поставщики охотнее идут на снижение цен поставок. И цены в экономике также быстро сокращаются. Инфляция замедляется. Экономика оказывается на кривой Филлипса более низкого уровня БКРС2. Антиинфляционная политика успешна.

Другой вариант дезинфляции — медленное и постепенно ограничение монетарной и фискальной политики — получил название градуализм. Политика градуализма представлена на правом графике.

Экономика медленно переходит от одной кривой Филлипса к другой. Цены снижаются каждый раз незначительным образом. Безработица вырастает, но не намного. Резкого изменения экономических показателей не происходит, но с течением времени экономика дрейфует к более низкому уровню инфляции.

Проблема политики шоковой терапии заключается в резкости экономического сжатия. Не каждая страна выдержит значительный подъем безработицы и существенное кризисное падение производства, хотя и на непродолжительный период времени.

Проблема политики градуализма состоит в том, что небольшое ограничение роста денежной массы в первый период может не вызвать доверия у индивидов и фирм. Если экономические агенты не будут убеждены в твердости антиинфляционной политики государства, их поведение не изменится. И тогда политика градуализма обречена на провал.

Инфляционное таргетирование

Предупреждением неблагоприятного развития инфляционного процесса в экономике и мерой . по укреплению доверия населения к действиям ЦБ и правительства является инфляционное таргетирование inflation targeting).

Инфляционное таргетирование как цель монетарной политики включает в себя следующие элементы:

• публичное объявление о среднесрочном критерии инфляции;

• определение ценовой стабильности как главной цели монетарной политики;

• информационная открытость денежной стратегии ЦБ (в отношении денежных агрегатов, валютного курса и выбора инструментов монетарной политики);

• регулярное информационное взаимодействие ЦБ с широкой общественностью и рынками в отношении планов, целей и решений монетарных властей (транспарентность ЦБ);

• увеличение подотчетности ЦБ широкой общественности.

Инфляционное таргетирование позволяет сосредоточить внимание монетарных властей на внутренних явлениях и проявлять активность в отношении внешних шоков по отношению к национальной экономике; легко понимаема широкой общественностью; легко контролируема и правительством, и самыми разными экономическими агентами. В условиях инфляционного таргетирования оказывается относительно меньшее политическое давление на ЦБ и снижается вероятность попадания ЦБ в ловушку "игра на опережение", когда с помощью опережающих монетарных мер ЦБ стремится стимулировать экономику.

В то же время данный вид монетарной политики не лишен своих недостатков. Инфляционное таргетирование — это лишком жесткое правило для монетарной политики. Оно допускает слишком большую степень произвольности в действиях ЦБ и может вести к увеличению нестабильности выпуска, что в итоге может снижать темпы экономического роста. Инфляционное таргетирование не всегда эффективно, поскольку инфляцию трудно контролировать из-за наличия длительных лагов в монетарной политике, эта политика не предотвращает фискальную экспансию и дефицит бюджета. Ошибки в прогнозах инфляции могут быть большими, что затрудняет ЦБ достижение доверия со стороны индивидов и фирм. Кроме того, инфляционное таргетирование может потребовать высокой степени координации между монетарной и фискальной политикой и властями, а в долларизованной стране может увеличить риск финансового кризиса.

Основные выводы главы

Эта глава была посвящена инфляции и антиинфляционной политике. Мы проанализировали различные виды инфляционного процесса, увидели роль государства, в частности центрального банка как основного источника поддержания механизма инфляции, поняли, почему современные развитые экономики подвержены инфляционному "заражению" и как сложно справиться с инфляцией, если уж она возникла.

Хотя инфляция означает самые разные, по большей части неблагоприятные последствия для экономических агентов, в том числе: выбор между инфляцией и безработицей; дополнительный (инфляционный) налог на население; искажение стимулов к производству; перераспределение богатства от имеющих фиксированные доходы к имеющим нефиксированные доходы; бегство от денег и расстройство денежной системы; издержки "стоптанных туфель" в виде увеличения времени и усилий, связанных с обращением наличности; переход населения и фирм в новый налоговый диапазон; рост риска и сложности составления планов на будущее и рост социального напряжения — ЦБ и правительство имеют сильные стимулы к сохранению инфляционного давления в экономике.