Политика дешёвых и дорогих денег

Подобная политика предлагается склонными к дирижизму кейнсианцами и состоит в гибком маневрировании кредитно-денежными ресурсами общества. А именно: предложение этих ресурсов то увеличивается (политика дешёвых денег, или кредитной экспансии), то сокращается (политика дорогих денег, или кредитной рестрикции[1]). При этом выстраиваются разные цепочки событий и преследуются разные конечные цели. Так, удешевление денег стимулирует увеличение кредитов, совокупных расходов и инвестиций в экономику и направлено на "взбадривание" производства и повышение занятости. В то время как удорожание денег, напротив, способствует сокращению кредитов, расходов и инвестиций, сбивая тем самым чрезмерный товарный спрос и подавляя инфляцию (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Сравнительная характеристика политики дешёвых и дорогих денег

Направлена

Политика дешёвых денег

Политика дорогих денег

против недоиспользования хозяйственных ресурсов против спада производства против увеличения безработицы

против

растущей

инфляции

Предполагает

В итоге

Как видно из таблицы, увеличение предложения денег достигается через: (1) скупку государством у банков, других предприятий и у населения государственных облигаций (в результате в обращение поступают "лишние" деньги); (2) уменьшение установленной нормы денежного резерва коммерческих банков (в результате растут их кредитные ресурсы); (3) снижение учётной ставки, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки (в результате последние больше берут подешевевших кредитов у центробанка и больше и дешевле сами дают их фирмам и населению).

В свою очередь сокращение денежного предложения обеспечивается противоположными мерами: (1) государство продаёт свои облигации ("связывая" свободные деньги), (2) увеличивает норму банковского резерва и (3) повышает учётную ставку. Тем самым кредитные возможности банков уменьшаются, ссудный процент но кредитам растёт, их доступность снижается, инвестиции и совокупные расходы в обществе сокращаются, совокупный спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция идут вниз.

"Денежное правило" монетаристов

Рассмотренная выше кейнсианская политика дешёвых и дорогих денег предполагает, как видим, активное кредитно-денежное регулирование экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются современные неоклассики, в частности монетаристы ("денежники"). Их представляет в первую очередь так называемая чикагская школа во главе с американским либеральным экономистом Ми́лтоном Фри́дменом (родился в 1912), сформировавшаяся в Чикагском университете в 1950-х годах. Монетаристы больше полагаются на известную рыночную САМОнастройку и считают активное государственное вмешательство в экономику неэффективным. Суть их рассуждений можно свести к следующему (рис. 7.15)

Во-первых, в сфере экономики имеют место подчас многомесячные временны́е лаги[2], которые разрывают во времени момент принятия государством регулирующих мер и момент начала их реального действия. В результате эти меры, возможно, окажутся запоздалыми и могут сработать

Рис. 7.15. Основные позиции монетаристов в отношении госрегулирования

уже в новой хозяйственной ситуации, когда они или не нужны, или даже вредны.

Во-вторых, против государственного регулирования может действовать фактор так называемых рациональных ожиданий субъектов рынка. Имеется в виду, что в современном информационном обществе потребители, бизнесмены и рабочие способны заранее "просчитать" ход развития рыночной конъюнктуры и правительственную политику. Исходя из этого и из собственных интересов, они могут изменить своё экономическое поведение и тем самым дезорганизовать мероприятия государства. Например, инфляционные ожидания населения побуждают его к "бегству от денег", к покупке товаров в запас, что нагнетает текущий спрос и усиливает инфляцию.

В-третьих, ещё одним неоклассическим доводом в пользу ограничения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь является теория "экономики предложения"[3]. Она развивает идею французского экономиста Сэя о первичности рыночного предложения (т.е. производства) в системе экономических процессов.

В известной нам цепочке "производство – обмен – распределение – потребление" исходным и главным пунктом является производство (предложение). Именно оно, с одной стороны, создаёт массу разнообразных товаров, а с другой, – эквивалентную их стоимости сумму доходов (зарплата, рента, процент, прибыль). Этим доходам просто некуда деться, кроме как быть истраченными на покупку произведённой товарной массы. Отсюда "закон Сэя" в том, что предложение автоматически порождает свой собственный спрос.

Таким образом, рынок – это самобалансирующаяся система, а свободное рыночное предложение (производство) – главная пружина успешного развития экономики и подъёма благосостояния общества. Поэтому государству не следует мешать самонастройке рынка. Его задача в другом – стимулировать хозяйственную активность людей: (а) снижать налоги, способствуя экономическому росту и (б) сокращать социальные выплаты, побуждая незанятых к поиску работы, а занятых – к высоким заработкам через эффективный труд. Экономика процветает, когда все люди усердно трудятся, хорошо зарабатывают и много тратят на покупки.

Наконец, в-четвёртых, условия стагфляции (спад и безработица + инфляция) делают неприемлемой политику дешёвых денег (против спада и безработицы) или политику дорогих денег (против инфляции), поскольку это может ещё сильнее "раскачать" экономику. Отсюда, по мнению монетаристов, макрорегулирование следует ограничить соблюдением "денежного (монетарного) правша". Согласно ему, масса денег в обращении (денежное предложение) должна систематически и независимо от текущего состояния экономики увеличиваться годовыми темпами, соответствующими средним (за длительный период) темпам прироста ВНП (3–5% в год).

Проблема оптимального наполнения народного хозяйства деньга́ми весьма актуальна и для России. По оценкам ряда экспертов, во второй половине 1990-х годов в стране имел место искусственный дефицит денег, поскольку Центробанк проводил чрезмерно жёсткую денежную политику.

Уровень монетизации экономики (процентное отношение денежной массы к ВВП) в основном едва превышал 20%, тогда как в наиболее ра́звитых государствах "большой семёрки"[4] он изменяется в пределах 55–100%, а в развивающихся странах – между 40 и 60%. Это затрудняло исполнение госбюджета РФ, нарушало текущее финансирование производства и процесс инвестирования. В результате у нас "свирепствовали" неплатежи (особенно по зарплате), сдерживался экономический рост и стимулировались кризисные явления.

Как бы то ни было, но незатухающие теоретические дискуссии между кейнсианцами и неоклассиками подтверждают чрезвычайную сложность макроэкономических процессов. Вот почему большинство экономистов-практиков стремятся не попадать "в плен" отдельных теорий и выступают за взвешенное и гибкое применение всех ценных рекомендаций учёных в соответствии с конкретными условиями того или иного периода времени и своей страны.