Политическом культура
На формирование властных отношений и функционировании политической системы оказывает влияние "политическая культура". Именно она определяет характер протекания политического процесса, способствует или мешает переменам в обществе, и особенно это заметно в периоды революционных перемен.
Термин "культура" произошёл от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В широком смысле культура — это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.
На протяжении всей истории развитии политической мысли учёными признавалось наличие субъективной стороны политической действительности. Мыслители Древнего мира признавали очевидной связь сознания и поведения человека.
Немецкий просветитель Иоганн Гердер в XVШ веке впервые ввёл понятие "политическая культура". И. Гердер использовал данное понятие по отношению к проблемам национального характера и национального самосознания. В научный оборот это понятие вошло в 50-е гг. XX века.
В работах многих учёных понятие "политическая культура" ограничено сферой сознания. Такие известные исследователи, американские политологи, как Габриэль Алмонд (1911—2002) и
Сидней Верба под "политической культурой" понимают совокупность политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе на политическую культуру влияют следующие факторы:
— первичная социализация;
— уровень образования;
— доступ к средствам массовой коммуникации;
— наличие опыта контактов с правительственными организациями;
— влияние социально-экономической действительности. Современные исследователи придерживаются расширенного толкования понятия "политическая культура".
Политическая культура — составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.
В состав политической культуры входят следующие компоненты:
— ценности, составляющие мотивационный базис политики;
— нормы, регулирующие поведение;
— символы, условные образы идеалов (герб государства, гимн, национальные флаги);
— традиции, передаваемые из поколения в поколение;
— средства, при помощи которых осуществляется реализация политических ориентации.
Важной характеристикой политической культуры является степень её однородности.
Разнообразие политической культуры формирует субкультуры. Среди значимых субкультур в политологии выделяют следующие виды: социальные, этнические, конфессиональные, региональные, возрастные.
Политическая культура — это не статичное образование. Она изменяется вместе с развитием общества и её носителями — социальными общностями. В зависимости от особенностей сферы общественной жизни, в которой действует культура, а также элементов самой культуры в ней осуществляется своеобразный синтез культуры определённой сферы, в нашем случае — политической.
Существуют разные подходы к пониманию типологии политической культуры. Основные её критерии таковы:
— степень согласованности политических субкультур в данной стране;
— базовые ценности, на которые ориентируются общности в политике;
— ориентация на регулятивные механизмы, действующие в рамках данной политической системы;
— характер поведения людей в различных политических системах.
На основании данных факторов можно выделить для типа политических культур: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
На основе базовых ценностей выделяют три типа политической культуры: культуру высокой гражданственности, элитарную, архаическую.
На основе двух регуляторных механизмов, которые используются для управления обществом, государством и рынком, выделяют следующие типы политической культуры:
— рыночную политическую культуру, которая ориентирована на конкуренцию, высший её принцип — частные интересы;
— бюрократическую политическую культуру, которая связана с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом и ориентирована на ограничение конкурентной борьбы, так как интересы государства выше частных интересов.
На основе поведения людей в политической системе существует предложенная Г. Алмондам и С. Вербой и принятая в науке классификация политической культуры. Эти исследователи выделили три типа политической культуры:
— патриархальная, где знания граждан о государстве ограничены;
— подданническая., ей присуща сильная ориентация на политические институты, она сочетается с низкой активностью граждан в политическом процессе;
— активистская., выражается в заинтересованности граждан в политическом процессе.
В цивилизованном обществе не может быть культуры вне политики. И наоборот, так как политика и культура в политической сфере общества отражают политические отношения и виды политической деятельности субъектов, это значит, что между ними могут существовать противоречия и они могут находиться как в поле напряжённости, отчуждения друг от друга, так и в попе позитивного взаимодействия. Политическая культура в условиях антидемократических режимов неизбежно испытывает давление и находится в рамках жёстких идеологических постулатов или становится подпольной.
Политический культура — это ценностные представления человека о политических явлениях и реализованный на практике стереотип его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. Здесь политическая культура демонстрирует, насколько человек освоил, впитал общезначимые и принятые в обществе образцы политической деятельности.
Рассмотрим более подробно функции политической культуры.
1. Идентификационная функция обеспечивает потребности человека в осознании своей групповой принадлежности.
2. Адаптационная функция обеспечивает приспособление к окружающей среде.
3. Регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, оценку политических систем, политических деятелей, должностных лиц, аппарата управления, правящей элиты, лидеров, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений.
4. Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, расширению её кругозора за счёт уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний.
5. Коммуникативная обеспечивает взаимодействие всех субъектов власти и осуществляет передачу новым поколениям традиций, стереотипов политического сознания и поведения, эталонов доминирующей политической культуры.
6. Интегративная (интегрирующая) функция обеспечивает всем группам возможность сосуществования в рамках определённой политической системы, способствует единению всех слоев общества, создавая широкую социальную базу существующей власти правящего класса (социальной группы, слоя, элиты и т. п.), устанавливает поддержку функционирующей политической системы со стороны большинства общества. Значимость данной функции состоит и в том, что именно она должна способствовать стабильности политической системы.
7. Функция социализации предполагает приобретение индивидом определённых навыков и свойств, позволяющих реализовать свои политические интересы. Политической социализации в обществе придаётся большое значение потому, что она обеспечивает преемственность в передаче от поколении к поколению политических установок и ценностных ориентации; осуществляет подготовку к реализации прав и обязанностей гражданина и плавному вхождению человека в общественно-политическую жизнь; её роль — содействовать обеспечению политической стабильности, равновесию, устойчивости политической системы.
Политическая социализация осуществляется двумя основными путями: 1) передачей новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры (это происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ и т. д.); 2) приобретением личностью новых, ранее не известных политических знаний, усвоением нового политического опыта.
Кроме того, активное участие людей в политической жизни является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом. А это, в свою очередь, позволяет организовать контроль за деятельностью политико-управленческого аппарата со стороны народа, противодействие бюрократических приёмов в деятельности аппарата управления.