Лекция 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

– сущность и типы политического сознания;

– основные пути формирования политического сознания и его уровни;

– разновидности современных политических идеологий и их роль в обществе;

уметь

определять специфику современной политической идеологии;

– выделять основные компоненты политического сознания;

– анализировать основные тенденции развития политического сознания и политических идеологий в современной России;

владеть

пониманием мировоззренческого уровня политики, взаимосвязи политического сознания и идеологии;

– навыками рационального и критического осмысления сущностных и функциональных аспектов политических идеологий.

Политическое сознание: понятие, сущность, уровни

Политическое сознание является важнейшей частью политических отношений общества и выступающей компонентой духовной жизни индивида. Поэтому понятие политического сознания – одна из центральных категорий современной политической науки, входящей в систему ее понятийных координат.

В своем диалектическом развитии политическое сознание проявляет свою многомерность и многоаспектность, выражающиеся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Политическое сознание как целостное образование имеет свое ОГЛАВЛЕНИЕ, сложную структуру и процесс формирования.

По своему содержанию политическая деятельность представляет собой процесс воспроизводства социальных институтов, а также систем ценностей, форм коммуникации, массивов информации по поводу содержания и форм властных отношений. Таким образом, политическая жизнь представляет собой диалектическое переплетение определенных видов практики и разнообразных форм политического сознания. В этом ракурсе политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты, субъективную сторону политической сферы общественной жизни.

Само понятие политического сознания имеет длительную историю существования и исследования. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривают политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, что находит отражение и в многообразии подходов к определению данного понятия. В частности, политическое сознание в обобщенной форме отражает "степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике)"[1], т.е. политическое сознание представляет собой "восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государством и его институтами"[2]. Следовательно, в этом контексте оно выступает "наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами", это "комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений"[3].

Несмотря на многообразие подходов к определению, все исследователи единодушны в том, что "исходной основой политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в окружающем его политическом пространстве, где он “играет” активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей"[4]. Следовательно, политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики субъектом политического процесса, т.е. это и результат, и одновременно процесс отражения в сознании людей политической действительности.

На данный момент в политической науке сформировались два основных подхода к определению сущности политического сознания. Первый основан на концептуальных постулатах бихевиоризма, его последователи рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, совокупность его представлений и воззрений, которую он использует при осуществлении своих функций в сфере власти. Таким образом, в рамках этого подхода политическое сознание представляется как мышление человека по отношению к политике в целом, при этом отсутствуют требования к формированию человеком собственных оценок политических событий и собственной политической позиции.

Представители второго подхода, аксиологического, относятся к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления, включая в него общечеловеческие воззрения и ценности индивида. При этом сущность индивидуального политического сознания сводится к его способности определять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также находить пути и способы использования государственной власти для реализации этих интересов. В этом случае политическое сознание понимается как определенный уровень представлений, на который может подняться индивид в оптимизации своего политического участия и выполнении необходимых функций во властной сфере.

В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политическими понятиями и категориями. В частности, в основе ориентации субъекта политического процесса лежит его отношение к политике как к специфической сфере общественной жизни и форме деятельности. Поэтому политическое сознание тесно связано с политическим поведением – оно представляет собой реакцию субъектов политической жизни, обусловленную политическими ценностями, установками и ориентациями. В этом случае диалектика политической деятельности и политических отношений инициирует и содержательно обусловливает феномен политического сознания.

Политическое сознание связано с политической системой, выступая, с одной стороны, в качестве ее субъективного фундамента, "человеческой основы", с другой – его ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и типы непосредственно детерминируются господствующими политическими системами.

Связь политического сознания с политической культурой заключается в том, что последняя проявляется в сферах политического сознания и поведения субъекта, а также в сфере функционирования политической системы и ее институтов. Так как политическое сознание является рефлексией субъекта политического процесса относительно этого процесса и собственной роли в нем, то политическая культура фиксирует устойчивые, типические образцы этого сознания. Вместе с тем политическая культура включает в себя наряду с политическим сознанием образцы политического поведения индивидов и групп и функционирования политической системы и ее институтов.

Выявление всего многообразия взаимосвязей политического сознания с другими феноменами (с политическим режимом, общественным мнением и пр.) обусловливает не только трудности в его определении, но и сложность самого феномена.

Политическое сознание является сложным духовным феноменом, содержащим общезначимые для каждого конкретного общества знания, которые отражают воззрения индивидов относительно политики. Как правило, выделяются три уровня осознания политики: когнитивный, аффективный и оценочный. На когнитивном уровне формируются знания о политике и политической системе общества в целом, например об общих принципах функционирования партийных систем. На аффективном уровне отражаются настроения людей, имеющих отношение к политике, например эмоции по поводу того или иного кандидата на выборах. На оценочном уровне индивид выступает как субъект политики, у которого формируются принципы политической деятельности и возникают суждения относительно политических целей, например оценка деятельности партии за определенный период ее функционирования.

По степени и формам отражения содержания политической деятельности в политическом сознании как сложном системном явлении в современной политологической литературе выделяются четыре диалектически взаимосвязанных уровня: государственный, теоретический, эмпирический и обыденный.

На государственном уровне осуществляется выработка и обоснование официальной политики, организация и соответствующее нормативное регулирование функционирования политических институтов, отношений и деятельности. В качестве субъекта, т.е. носителя этого уровня сознания (государственного сознания), выступает государство, защищающее и отстаивающее собственные интересы. В этом случае фундаментом нормативной системы выступает Конституция, далее – система законодательных актов (закон о политических партиях, о выборах, об информации, о СМИ, о регламентации форм выражения общественного мнения – демонстраций, митингов, шествий, об общественных организациях и пр.), а также морально-этические нормы, принятые в обществе. Весь этот круг норм выступает средством организации и регулирования отношений между людьми в рамках отдельных институтов, институтов государства и гражданского общества, отдельных людей или групп к институтам и пр. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие тенденций (закономерностей) политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности. Его ОГЛАВЛЕНИЕ составляет выработка теорий и концепций, разработка стратегических направлений развития и путей достижения стратегических целей, определение направлений и путей организационно-политического обеспечения решения назревших проблем, обоснование существующей системы ценностей и политических установок.

Нередко теоретический уровень политического сознания называют политической идеологией или идеологию определяют как теоретическое сознание. Но это не совсем корректно, поскольку теория занимается "поиском истины", а идеология в большей степени обоснованием интересов и ценностей, она включает суждения, оправдывающие преобладание одних политических интересов и ценностей над другими.

Если первые два уровня политического сознания (государственный и теоретический) "занимаются" формированием и обоснованием политики, то эмпирический уровень базируется непосредственно на практике – участии в политическом процессе различных социальных общностей, отражая политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, представлений, переживаний. Следует отметить, что образы эмпирического уровня теоретически не обобщены. Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Знания людей о сущности политического процесса, политических явлениях на эмпирическом уровне поверхностны. Отношение к политическим явлениям на этом уровне сознания четко нс зафиксировано, оно неустойчиво и переменчиво. На этом уровне политического сознания мысли практически не отделяются от эмоций. Кроме этого, этот уровень политического сознания включает и представления, перешедшие от прошлых поколений и воспринимаемые людьми как их собственные, а также традиции, обычаи, привычки. Важной особенностью эмпирического политического сознания является и то, что характерные для него иллюзии, представления и переживания могут прямо перерастать в действие, поведение.

Обыденный уровень политического сознания тесно связан с предыдущим, но имеет и различия. Так, эмпирический уровень отражает практический опыт субъектов. В свою очередь, обыденный уровень политического сознания представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которого являются различные социальные общности. Он формируется под влиянием как теории и политической идеологии, так и политической практики. Обыденный уровень политического сознания во многом является результатом стихийного процесса духовного освоения действительности в рамках повседневной практической деятельности. Следовательно, в нем представлены как практические, так и теоретические элементы, что придает ему особую динамичность и адаптивность к изменениям политической ситуации.

Являясь отражением действительности, политическое сознание вместе с тем обладает относительной самостоятельностью, которая заключается в том, что, с одной стороны, политическое сознание обладает способностью опережать ход развития политических процессов, а с другой – ему присуща тенденция отставания от развития политического бытия. Так же относительная самостоятельность политического сознания проявляется в том, что оно не просто отражает действительность, а стремится ее осмыслить, преобразовать в ходе практической деятельности. Относительно самостоятельный характер политического сознания проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, а также в специфике политических технологий и методов политической деятельности.

Политическое сознание, будучи вплетенным в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В структуре политического сознания, как правило, выделяют две основные группы компонентов: когнитивные (знания о политике, интерес к политическим явлениям и убеждения) и мотивационные (потребности, ценности, чувства и установки). В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.

Неотъемлемым элементом содержания политического сознания являются политические знания, которые в различной степени представлены на всех уровнях политического сознания. Они, отражая интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу.

Поскольку знания есть результат политического опыта, то опыт в этом случае выступает основным источником формирования политического сознания. Последнее открыто для восприятия разного опыта, постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, новой интерпретации разнообразных политических явлений.

Следующим элементом структуры выступают политические интересы, которые представляют собой реальную причину политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, стимулирующий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению. Между политическими интересами и знаниями существует тесная корреляция. Интересы отчасти зависят от уже приобретенных знаний, и в то же время они являются побудительным стимулом для приобретения новых. Усвоение новых знаний, в свою очередь, увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, занимать активную или пассивную позицию в поле политики.

Так как в политике концентрированно выражены все стороны общественной жизни, она и становится сферой взаимодействия интересов. Различные материальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. потребности, осмысленные как интерес, рано или поздно переносятся в политику и становятся причиной, а еще точнее – пружиной политической деятельности. Здесь они сталкиваются, объединяются, побеждают друг друга, определяя политический облик данного общества.

Все уровни сознания связаны с интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер.

Общественные (массовые) настроения – самый изменчивый и неустойчивый элемент политического сознания. На настроения оказывают влияние различного рода факторы: экономические, социальные, политические, национальные, психологические и пр. Концептуально настроение может быть обозначено как определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на субъективное их переживание. От всех других психических состояний его отличает интеграция. Это не просто субъективное переживание объективных событий, это один из высших уровней субъективного осмысливания: сегодня, подспудно влияя на деятельность человека, завтра, будучи осознанным, оно превратится в умонастроение и уже непосредственно будет определять характер деятельности. Как правило, в массовых настроениях отражается удовлетворенность или неудовлетворенность общими социально-политическими условиями жизни; субъективная оценка возможности реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления этих притязаний. Массовые настроения охватывают большие общности людей и являются переходным состоянием от непосредственных эмоций к осознанным мнениям. "От повседневных эмоций они отличаются более обобщенным в политическом отношении характером, и рационализированы условиями политической жизни, се нормами и устоями"[5].

Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жизненно важным для людей проблемам. Связь между общественным мнением и политическим сознанием осуществляется через индивидуальные политические установки.

Под политическими установками понимаются отношение человека к тем или иным политическим объектам, например, институтам политической системы или политическим лидерам, а также субъективная готовность человека вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Установки связаны со стереотипами, которые определяются как устойчивые структуры сознания и поведения, возникающие на основе многократного повторения одного и того же действия в соответствии с установками субъектов действия. Следовательно, установка – это именно субъективное отношение к объектам действия, а стереотип – стандартизированная схема действия.

На формирование политической установки значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п., т.е. они усваиваются в процессе социализации и коммуникации.

В структуре установки, как правило, выделяются три уровня: во-первых, когнитивный, который связан со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой; во-вторых, аффективный, связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту; и в-третьих, поведенческий, под которым понимается склонность к определенному поведению относительно объекта в конкретных условиях.

Факт наличия разного рода установок у той или иной социальной группы может служить основанием к типологии различных типов политического сознания населения.

Следующим элементом выступают ценности. По сравнению с другими компонентами политического сознания ценности рассматриваются как более фундаментальное ментальное образование. Ценности выступают как некие абстрактные идеалы, которые не связаны с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях, представление о том, что желательно и необходимо. Ценности имеют ярко выраженную социальную природу и характеризуют индивидуальное сознание. Формируясь в период социализации личности, они не только влияют на политические предпочтения, но качественно определяют политическое сознание: у групп с различными ценностями кардинально различаются политические предпочтения (установки). Но ценности человека не идентичны его поступкам, при определенных условиях они могут стать одним из побудителей его практических действий, направленных на воплощение этих ценностей в жизнь.

Изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектовносителей, динамики его развития и основных форм. С точки зрения субъекта политического сознания можно выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

Структурно массовое политическое сознание включает статичные (ценности, предпочтения) и динамичные (массовые настроения) элементы. В структуру массового политического сознания включаются: уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, стабильность, порядок и пр.); быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, деятельности правительства, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание, определяя тип и уровень развития политической культуры общества, обусловливает типичные варианты политического поведения. Наиболее распространенным способом определения уровня массового политического сознания являются опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Групповое политическое сознание представляет собой обобщенное сознание тех или иных определенных, организованных больших (классы, социально-этнические образования, социальные группы, слои и пр.) или "малых" (политическая элита, группы давления и пр.) групп, связанное с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание рассматривается как совокупность представлений, определяющих ОГЛАВЛЕНИЕ, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении в групповом политическом сознании доминируют политические позиции и идеологические предпочтения. Наиболее распространенный способ выявления такого типа сознания – анализ политических документов, исходящих от конкретной политической группы.

Индивидуальное политическое сознание является свойством и качеством личности, "политического человека", способного воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом поле. В индивидуальное политическое сознание включаются субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, а также процессы политической социализации личности, способы, используемые индивидом для освоения массового и группового политического сознания.

Таким образом, диалектика политического сознания представляет собой существенный показатель социально-политического развития общества.