Лекция 9. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Тот, кто обладает харизмой и способен применить правильные средства, сильнее Бога и может заставить его подчиниться своей воле.
М. Вебер
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать о роли и значении политического лидерства как призвания и профессии, о важнейших качествах лидера, основных типах политического лидерства;
• уметь оперировать понятиями "политическое лидерство", "харизма":
• владеть основными теоретико-методологическими подходами к исследованию роли лидерства в политике.
Политическое лидерство как призвание и профессия
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни – в бизнесе, науке, искусстве, семье, школе. Лидер (англ, leader – ведущий, руководитель) – это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики, ибо политический лидер – это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
Известный французский писатель Ромен Роллан (1866– 1944) создал театральную эпопею на темы Французской революции: цикл из восьми пьес о выдающихся политических лидерах революционной Франции – Робеспьере, Дантоне, Бабефе, Сен-Жюсте. Яркое художественное воображение писателя воссоздало живые образы политиков-трибунов, позволив нам глубоко проникнуть в психологию политического лидерства. Наиболее сильное впечатление оставляет автопортрет Дантона, который Роллан воспроизводит в одноименной пьесе устами своего героя.
"Дантон не отрекается – он временно выходит из боя, но он всегда готов вернуться. Будь спокоен: я один сильнее их всех. Такие люди, как я, не боятся забвения: когда они умолкают хотя бы на миг, в мире тотчас же образуется страшная пустота и никто нс в силах ее заполнить... Я их всех расшвыряю! Я привык биться с чудищами. В детстве я любил дразнить быков. Мой приплюснутый нос, рассеченная губа, вся моя рожа – вот память об их окровавленных рогах. Как-то раз в поле я с громким криком бросился на полудиких кабанов, и они мне пропороли живот. Так мне ли бояться?.."
Макс Вебер в своей классической работе "Политика как призвание и профессия" (1919) поставил вопрос о политическом лидерстве в этическом плане: каким надо быть человеку, чтобы ему было позволительно приложить руку к движению истории? Главными качествами политического лидера, по мнению Вебера, должны быть страсть, чувство ответственности и глазомер. Страстная ориентация на существо политического дела, страстная самоотдача делу, тому богу или демону, который этим делом повелевает, – вот первый закон лидерства. Но одной только страсти недостаточно. Она нс сделает вас политическим лидером, если страстное служение не будет ответственным: ответственность – "путеводная звезда" лидерства. Но решающее психологическое качество, благодаря которому и соединяются воедино страсть и ответственность, – это глазомер. Вебер утверждал, что глазомер лидера – это "способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям"[1].
Отсутствие дистанции – один из смертных грехов политика, ибо проблема в том и состоит, чтобы "втиснуть" в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер. "Политика, – писал Вебер, – есть мощное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером... Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глупым, или слишком подлым для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать “и все-таки!”, – лишь тот имеет профессиональное призвание к политике"[2].
Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же как и при хозяйственной деятельности. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на политическом собрании, произносим политическую речь. У многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным делом жизни ни в материальном, ни в духовном отношении.
Вебер подчеркивал, что есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Данная противоположность отнюдь не исключительна, напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое. Тот, кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого": либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни.