Политический риск
Страновой риск во многом определяется политическими факторами, в первую очередь институциональными основами: конституционным строем государства, его законодательной и судебной системами и эффективностью исполнения правовых норм и решений.
Политические (страновые) риски – это в первую очередь следующие риски:
• прав (титулов) собственности;
• нестабильного законодательства (особенно налогового, таможенного, т.е. того, которое напрямую влияет на денежные потоки по инвестиционным проектам);
• отрицательного экономического роста;
• криминальности (экономической и общеуголовной).
Риски прав (титулов) собственности связаны с вероятностью того, что инвестиции, сделанные в приобретение имущества, окажутся напрасными, если выяснится, что это имущество юридически принадлежит иному лицу – в силу ненадежности впоследствии оспариваемых прав собственности на продававшееся имущество у его прежнего владельца или из-за конфискации купленного актива уже после его приобретения.
Риск нестабильности законодательства практически сводится к тому, что лучше иметь несовершенное, но стабильное законодательство, чем сталкиваться с постоянно меняющимся законодательством. Известно, что к любому стабильному законодательству инвестор может приспособиться, выбирая долгосрочные инвестиционные проекты, которые дают максимальную эффективность именно в рамках действующего законодательства (особенно, действующих налогов и таможенных пошлин). Когда же он выбирает инвестиционный проект, являющийся эффективным при одном законодательстве, а вынужден его реализовывать в условиях другого законодательства, то в конечном счете оказывается, что выбран далеко не самый лучший инвестиционный проект.
Риски отрицательного экономического роста предполагают нарастание трудностей и неопределенностей в продажах любой продукции в той стране, где из-за сокращения валового национального продукта уменьшается национальный доход, т.е. совокупный доход, располагаемый всеми потенциальными покупателями продукции и используемый ими на приобретение товаров и услуг. При прочих равных условиях в стране с отрицательным экономическим ростом становится труднее продавать любую продукцию, и будущие прибыли становятся более неопределенными.
Риски криминальности осложняют внешнюю среду для инвесторов – физических лиц и менеджеров инвесторов – юридических лиц. В то время как их присутствие в стране инвестирования необходимо, криминальные действия против них делают непредсказуемым то, смогут ли они руководствоваться в своей текущей деятельности рациональными интересами максимизации прибыли по инвестиционным проектам. Оказавшись под "прессом" криминальных обстоятельств, они могут начать действовать в ущерб себе или своим принципалам.
Ла Порта, Лопес-де-Силанес, Шляйфер и Вишны[1] провели статистический анализ данных по 49 странам с целью выявить зависимость между особенностями правовых систем и степенью защиты нрав акционеров и кредиторов. Они установили, что в странах, где принято англо-саксонское обычное право, законы обеспечивают права кредиторов в большей степени, чем в странах с романской, германской и скандинавской правовыми традициями. Романское гражданское право защищает нрава кредиторов в наименьшей степени.
Страны романского права с точки зрения исполнения законов отличаются низкой дисциплиной, в то время как страны с германской и скандинавской правовыми системами являются лучшими по практике исполнения законов и контрактов.
Это объясняет, почему в тех странах, где правовые кодексы делают акцент на правах кредиторов, степень развития банковской системы, измеряемая как доля кредитов частному сектору в ВНП, оказывается выше, чем в странах, где законодательство не гарантирует высший приоритет прав кредиторов в случаях банкротства или реорганизации компании-заемщика. Кроме того, большое значение имеет практика исполнения законодательных норм. В странах, где правовые системы обеспечивают строгое исполнение законов и контрактов, банковские системы развиты лучше, чем в странах, где такое исполнение менее жестко[2].
Политический риск находится в прямой зависимости не только от институтов права, но и от конкретных участников политического процесса, ключевых политических фигур, которые в отдельных ситуациях могут оказывать значительно бо́льшее воздействие на политику страны, чем действующие правовые нормы или идеологии политических партий и объединений.
Другим значимым показателем политического риска является деятельность исполнительной власти – административно-управленческого аппарата государства, включая центральное правительство и местные органы власти. Особое значение имеет уровень коррупции в стране.
Оценки политического риска обычно носят качественный характер, однако широко используются и количественные показатели, такие как уровень грамотности, степень урбанизации, характер распределения доходов[3], ВВП на душу населения, уровень рождаемости и др.
Анализ этих показателей в сравнении между странами и исследование их динамики позволяют сделать выводы об уровне политического риска в конкретной стране в кратко- и среднесрочной перспективе.
В табл. 6.1 представлены результаты эмпирических исследований зависимости между основными "субъективными"[4] показателями, отражающими политический риск, экономическим ростом и инвестициями. Эти исследования свидетельствуют об особой значимости факторов политического риска для стран с переходной экономикой. Среди прочих параметров лишь инфляция может сравниться с ними по степени влияния на экономический рост, а следовательно, на кредитоспособность государств и корпоративных заемщиков в долгосрочном периоде.
Таблица 6.1
Зависимость между субъективными показателями, отражающими политический риск, экономическим ростом и инвестициями[5]
Субъективный показатель качества институтов |
Количество стран и период времени |
Прочие переменные, используемые в модели |
Результаты |
Бюро критическая эффективность (судебная система, бюрократическая волокита, коррупция) |
67.1960- 1985 |
Начальный уровень ВНП, начальный образовательный уровень, государственные расходы, революции и перевороты, политические убийства, несовершенства рынка, объем инвестиций |
Нет устойчивой взаимосвязи с экономическим ростом, но имеется устойчивая положительная взаимосвязь с объемом инвестиций |
Защита прав собственности (риск экспроприации, нормы права, отказ от выполнения контрактов, коррупция, качество бюрократии, выполнимость контрактов, качество инфра- структуры, угрозы национализации, бюрократические проволочки) |
97. 1974– 1989 |
Начальный объем ВНП, начальный образовательный уровень, государственные расходы, несовершенство рынка, революции и перевороты, политические убийства, накопление факторов производства, объем инвестиций |
Устойчивая положительная взаимосвязь с экономическим ростом и объемом инвестиций |
Степень доверия (законы и практика действий, политическая нестабильность, защита собственности и личности, исполнение судебных решений, коррупция, бюрократические полномочия) |
43. 1983- 1994 |
Начальный объем ВНП, начальный образовательный уровень, инфляция, государственные расходы, торговля, демократия, политические убийства, революции и перевороты, бюрократическая эффективность, объем инвестиций |
Устойчивая положительная взаимосвязь с экономическим ростом и объемом инвестиций |
Социальный капитал (доверие, гражданские права) |
29. 1980– 1992 |
Начальный объем ВНП, начальный образовательный уровень, остатки денежных средств, прирост рабочей силы, торговля, несовершенство рынка, неравенство в доходах, защита прав собственности, объем инвестиций |
Устойчивая положительная взаимосвязь с экономическим ростом и объемом инвестиций |