Политический менеджер
Общее руководство созданной командой и всем ходом политической кампании осуществляет политический менеджер. Он не является самостоятельной политической фигурой, не ставит политических целей и не принимает политических решений. Его главная задача – помочь политику, государственному руководству или иным заинтересованным группам организовать и провести политическую кампанию.
В функции политического менеджера входит:
• создание команды, которая будет осуществлять управление политической кампанией. Выполнение указанной функции требует от политического менеджера хороших знаний об оптимальной структуре команды, о принципах отбора людей в команду, о необходимости создания атмосферы сотрудничества и, если необходимо, боевого духа у всех членов команды;
• обеспечение выполнения командой всех задач, ведущих к достижению поставленной политической цели. Политический менеджер должен хорошо представлять, какие задачи предстоит решить коллективу, и обеспечить работу всех звеньев команды, начиная с группы, отвечающей за разработку стратегии и тактики политической кампании, и заканчивая группой, отвечающей за техническое обслуживание команды;
• обеспечение координации действий всех звеньев команды. Он отвечает за разработку проекта политической кампании, за составление плана мероприятий и обеспечивает их неукоснительное выполнение;
• создание творческой атмосферы в команде, когда каждый член команды стремится к тому, чтобы внести свой вклад в совместный поиск оптимальных путей достижения политических целей;
• предотвращение конфликтов в команде и обеспечение ее работы как коллектива единомышленников. Политический менеджер должен уметь предложить идеи, сплачивающие коллектив. Его задачей является формирование в коллективе такого психологического климата, когда каждый член команды начинает ставить общие цели во главу угла своей деятельности в команде, когда личные амбиции отходят на второй план.
Политический менеджер несет всю полноту ответственности за ход политической кампании. Он должен быть требовательным к членам своей команды. Особенно это важно в избирательных кампаниях, которые проводятся в сжатые сроки и в острой конкурентной борьбе. В избирательных кампаниях срыв любого задания, даже самого незначительного, любое проявление недисциплинированности со стороны какого-либо члена команды чреваты самыми серьезными последствиями.
Политический менеджер должен обладать стратегическим мышлением, видеть перспективу, главные проблемы политической кампании. Организуя работу своей команды и требуя неукоснительного выполнения заданий, он не должен превращаться в надсмотрщика. Команда, ведущая политическую кампанию, – это коллектив, объединяющий творческих людей, которые очень болезненно могут реагировать на любое давление. Политический менеджер должен уметь координировать и организовывать взаимодействие своей команды, не контролируя каждую мелочь, доверяя руководителям отдельных звеньев команды, поощряя инициативу каждого ее члена.
Политический менеджер должен уметь строить отношения с теми политиками и государственными деятелями, по чьей инициативе проводится политическая кампания. Во-первых, политический менеджер должен пользоваться практически абсолютным доверием политика. Причем чем выше значимость политической кампании для политика, тем выше цена доверия. Не случайно в избирательных кампаниях многие политики критерий доверия ставят обычно выше критерия профессионализма и поручают ведение кампании своим наиболее приближенным людям.
Во-вторых, политический менеджер должен эффективно сотрудничать, взаимодействовать с политиком, постоянно информировать его о ходе политической кампании, возникших проблемах и т.д. Поскольку у политика под стечением обстоятельств могут меняться представления о работе политических технологов, своей роли в планируемых мероприятиях, то иногда он начинает проявлять излишнюю самостоятельность, не отдавая себе отчета в том, что своими действиями он ломает стратегию политической кампании. В таких случаях политический менеджер должен уметь твердо сказать "нет" политику, разъяснив пагубность для всей политической кампании его необдуманных действий или предложений.
В-третьих, отношения между политиком и политическим менеджером не должны выходить за рамки деловых отношений. Дружеские отношения, в отличие от деловых, очень сильно эмоционально окрашены. Если политический менеджер является или становится в ходе совместной работы другом политику, то он начинает излишне глубоко переживать по поводу всего, что касается личности политика. Чувства могут застилать рациональность, необходимую при принятии управленческих решений в ходе политической кампании. На протяжении всей политической кампании менеджеру необходимо выдерживать ровный официальный характер отношений с политиком.