Политические технологии как наука и как искусство
В настоящее время достаточно явно выделяются два подхода к политическим технологиям. Суть первого подхода заключается в том, что при решении политических задач надо опираться на накопленный в этой области опыт, использовать те приемы, которые дали неплохой эффект в ранее проведенных политических кампаниях. В этом случае начинающий политтехнолог обращается к тем пособиям, которые являются интерпретацией чьего-то опыта ведения политических, главным образом избирательных, кампаний. Он действительно узнает немало интересных приемов и способов ведения предвыборной борьбы, и, наверное, в какой-то момент ему покажется, что знакомство с таким опытом открывает ему путь в профессиональное сообщество.
Однако, выбрав такой путь овладения тонкостями полит- технологического мастерства, человек рано или поздно столкнется с тем, что копилка технологических приемов решения политических задач может пополняться до бесконечности. Например, С. Фаэр[1] в своей книге дает 73 примера комбинированных способов, обеспечивающих победу кандидата на выборах. Знакомство с другими публикациями будет подсказывать, что этот перечень не является исчерпывающим, и каждый политтехнолог, проведший не одну избирательную кампанию, может предложить другие комбинации приемов ведения предвыборной борьбы. Но главное заключается в том, что этот перечень всегда будет оставаться открытым, а жизнь всякий раз будет требовать нового способа ведения кампании.
Разновидностью такого подхода к решению политических задач является "опора на здравый смысл". Здравый смысл, или обыденное знание, помогает нам ориентироваться в окружающем мире, более или менее адекватно интерпретировать действия других людей, предвидеть возможное развитие ситуации, в том числе политической. Поэтому есть большой соблазн при решении сложных политических задач опереться на свой здравый смысл. Фактически здравый смысл подсказывает нам то решение, которое было достаточно эффективным в личном опыте. Если в личном опыте политтехнолога был пример удачного решения определенной политической проблемы, то он будет стремиться к воспроизводству апробированной технологии, подчас даже не отдавая себе отчет в том, что повторяет пройденный однажды путь.
Знание, основанное на опыте, на здравом смысле, имеет ограниченную ценность. В практике решения политических задач оно может быть с большим эффектом использовано лишь в стандартных ситуациях, когда воспроизводятся основные условия, обеспечившие ранее успех использованным политическим технологиям. Поскольку социальная жизнь изменчива, многообразна, по-своему уникальна, то ориентация на предшествующий опыт неизбежно сужает поле поиска способов и приемов решения политических задач. Особенно ярко это проявляется в переломные моменты, когда рушатся сложившиеся ранее традиции, быстро меняются ценностные ориентации людей, их настроения, устремления и оценки. Разочарование в апробированных приемах, нередкое в политической практике, подчас ведет к тому, что ставится под сомнение любая попытка систематизации знания о политических технологиях и все отдается на откуп интуиции, чутью организаторов политических кампаний.
Второй подход, который прорисовывается в современных публикациях о политических технологиях, заключается в стремлении поставить этот вид политической деятельности на научную основу, т.е. вооружить специалистов в этой области необходимым теоретико-методологическим инструментарием.
Каким должно быть научное знание о политических технологиях? Во-первых, оно должно быть представлено системой понятий, позволяющих описывать данный феномен политической деятельности. Эти понятия, составляющие категориальный аппарат научного знания, должны быть наполнены ясным ОГЛАВЛЕНИЕм и адекватно восприниматься всеми, кто интересуется данной проблематикой. Во-вторых, оно должно быть представлено теориями, объясняющими те связи и зависимости, которые делают возможным данный вид управленческой деятельности в обществе. Эти теории должны объяснять причинно-следственные связи между технологическими приемами и результатами их применения, ситуационными факторами и предлагаемыми алгоритмами решения возникших в этой ситуации проблем, выдвигаемой политической целью и способами ее достижения и т.д. В-третьих, в распоряжении исследователей должны быть соответствующие методы, позволяющие расширять научное знание о политических технологиях.
Можно ли говорить о том, что сложилось научное знание о политических технологиях? На наш взгляд, налицо пока только тенденция, свидетельствующая скорее о росте интереса ученых к этой проблематике, чем о становлении полноценной отрасли знания. Причина этой ситуации заключается не только в естественном запаздывании научного поиска от потребностей политической практики, но и, главным образом, в сложившейся традиции разделять политическую науку па теоретическую и прикладную, к которой собственно и принято относить политико-технологическое знание. При этом подразумевается, что прикладное знание является лишь способом приложения знания теоретического к решению конкретной практической задачи, что снижает значимость политико-технологического знания в глазах научного сообщества.
В настоящее время политико-технологическое знание развивается по двум основным направлениям. В основе первого направления лежит методология сравнительного и конкретно-исторического анализа. Работы, написанные в данном методологическом ключе, отличает стремление описать одну или несколько политических (обычно электоральных) кампаний, подробно проанализировать действия политических акторов, рассмотреть применяемые субъектом управления приемы и способы достижения поставленных политических целей. Ценность такого подхода определяется тем, что в его рамках аккумулируется определенный эмпирический материал, появляется возможность всестороннего анализа тех реальных проблем, которые возникают в ходе политических кампаний, и оценки эффективности апробированных технологических приемов.
Однако лежащий в основе такого подхода эмпиризм имеет и свою оборотную сторону. Он не позволяет подняться к теоретическим обобщениям, выявить те причинно-следственные связи, которые существуют между технологическими приемами и результатами их применения, не объясняет глубинных причин успешности применения политических технологий в конкретной ситуации.
Второе направление в исследовании политических технологий связано с желанием преодолеть узкий практицизм и найти теоретические обоснования политико-технологической деятельности, перейти от индуктивного описания политических кампаний к построению обобщенных схем ведения таких кампаний, отражающих глубинные процессы воспроизводства и развития политической жизни в обществе. Это направление представлено уже называвшимися в гл. 1 теоретическими концепциями, такими как политический менеджмент, политический маркетинг, политические коммуникации.
Значение общих теоретических знаний далеко не всегда в полной мере осознается практикующими политическими технологами. Действительно, на решение конкретной политической задачи обычно отводится слишком мало времени, поэтому все внимание сосредоточивается на выработке приемлемого для данной ситуации алгоритма решения проблемы. Однако знание, ориентирующее на решение конкретной задачи, может быть эффективным, только если оно имеет глубокие теоретические корни.
Необходимость такого знания обусловлена, во-первых, тем, что теоретико-методологическое знание позволяет объемно видеть управленческую ситуацию, не сводить возникающие проблемы исключительно к проискам противников, а осознавать сложную взаимозависимость многих причинно- следственных связей. Во-вторых, знание теоретических методов помогает эффективно организовать поиск информации, необходимой для разработки оптимальных технологических приемов решения проблем в конкретной управленческой ситуации. В-третьих, теоретическое знание позволяет делать более обоснованным выбор именно тех из многочисленных технологических приемов, которые адекватны поставленной политической цели и наиболее уместны в сложившейся социально-политической обстановке. В-четвертых, теоретические разработки открывают дополнительные возможности для творческого поиска новых способов решения однотипных политических задач.
Например, владение методом системного анализа применительно к политическим явлениям и процессам позволяет политическому технологу вырабатывать целостный подход к политической кампании, видеть ее неразрывную связь с окружающей средой, учитывать взаимозависимость многих факторов, влияющих на успешный ход ее развития. Функциональный подход дает возможность спрогнозировать последствия предпринимаемых в ходе политической кампании акций, топологический метод может сыграть незаменимую роль в оценке расстановки сил в политической борьбе. Поскольку политические технологии ориентированы на изменение поведения людей, то для политтехнолога особенно важным является владение основными теориями, объясняющими мотивацию политического действия. Невозможно, к примеру, стремиться к воздействию на электоральное поведение, не имея представлений о том, что лежит в основе индивидуального электорального выбора. Поэтому создаваемые на основе теорий рационального выбора, когнитивной психологии, научающе-бихевиоральной и других концепций личности теоретические модели электорального и политического поведения становятся обязательным компонентом теоретического багажа политического технолога.