Политические технологии

Понятие политических технологий трактуется неоднозначно. Это связано с неоднозначностью понимания обоих его слагаемых.

Слово "технология" в буквальном смысле (от греч. techne – искусство, мастерство, умение, и logos – слово, учение) – наука об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата. Используется же оно чаще в другом смысле – как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не о произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности. В нашем случае будем придерживаться второго подхода, понимая под технологией совокупность приемов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека.

Нет согласия между учеными и в понимании термина "политическое". Об этом уже было сказано в предыдущих главах. Добавим, что нередко политическое воздействие противопоставляют административному как особый механизм достижения результата, основанный на переговорах, согласованиях, с учетом мнения заинтересованных сторон. Другие авторы относят к сфере политического любой механизм, если в результате его применения затрагиваются государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. Присоединимся ко вторым: иначе многие технологии избирательных и других политических кампаний окажутся за пределами рассмотрения политолога.

В результате определим политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приемов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. В конечном счете политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти.

Политические технологии разнообразны. Их выбор и применение определяются характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. По всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации.

Прежде всего технологии различают по характеру решаемых с их применением задач – технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п. В случае масштабных целей, таких как победа на выборах, когда общая цель распадается на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой используется своя технология, частная по отношению к общему алгоритму действий, выступающему в качестве генеральной технологии.

Можно классифицировать технологии по основанию применяемого инструментария. Это – различные технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, коммуникативистики и др.

Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность, до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов "кабинетной" технологии. Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат – хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. Между тем публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий.

Отличаются технологии и в зависимости от масштаба решаемых задач. При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. Например, приемы и способы ведения избирательных кампаний на федеральном, региональном и муниципальном уровнях наряду с общими элементами имеют и существенные отличия.

По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач, – для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими (креативными) способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных.

По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах "hard power" и "soft power" как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного – с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использованием административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К "мягким" технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.

Различают также нормативные и девиантные технологии – по степени их соответствия существующим в обществе нормам: законам, требованиям морали, обычаям, традициям. К числу девиантных относят так называемые "черные", противоречащие закону, и "серые", безнравственные технологии. Использование девиантных технологий – тот случай, когда "цель оправдывает средства". Следует, однако, иметь в виду, что неразборчивость в средствах, нередко способствующая достижению конкретных целей, подрывает доверие общества к политическим и государственным институтам, ведет в конечном счете к деградации политики и дестабилизации общества.

Со второй половины XX в. в сферу политических технологий активно привносятся методы и подходы, заимствованные из области экономики. Прежде всего это политический менеджмент, в сфере государственного управления противопоставленный политическому администрированию, принуждению. В более широком смысле под политическим менеджментом понимают совокупность приемов и способов управления в государстве и в политических организациях в условиях демократии. Теория и практика политики в терминах рынка утвердились как направление "политический маркетинг" – совокупность приемов и способов производства и реализации политических услуг, удовлетворения спроса на них. Нередко понятие политического маркетинга используется более узко, применительно к организации избирательных кампаний в условиях конкурентной борьбы.

Ни политический маркетинг, ни политический менеджмент немыслимы без взаимодействия политических акторов, организаторов политических кампаний с общественной средой, "потребителями" политического "товара". Отсюда – большое значение технологии связи с общественностью, или политического public relations. В политической практике понятие связи с общественностью нередко выхолащивают, односторонне сводят ее к технологиям воздействия на граждан с целью получения запланированного результата. На самом деле связь с общественностью носит двусторонний характер, и применение технологий, связанных с распространением недобросовестной информации, подкупом населения и другими нарушениями морали, всегда имеют негативные последствия в виде недоверия к соответствующим акторам, институтам или политической системе в целом.

Грамотное применение политических технологий повышает эффективность политической деятельности и позволяет достигать поставленной цели оптимальным образом. Не следует, однако, обольщаться: не всякая цель достижима. К тому же в условиях конкурентной борьбы, когда каждая из сторон использует политические технологии, результат зависит от многих обстоятельств, среди которых решающее значение имеют ресурсы соперников, – не только материальные, но и организационные, интеллектуальные, личностные (если речь идет о конкуренции персоналий) и др.