Лекция 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Специфика политико-правовой идеологии Древней Греции: основные проблемные комплексы и этапы развития

Политическая и правовая мысль Древней Греции развивалась в принципиально иных экономических условиях, чем на Востоке. Это обусловило иную логику и формы политических и правовых воззрений.

Во-первых, если в государствах Древнего Востока политико-правовая идеология носила прикладной характер и существовала в форме мифов, наставлений, поучений, религиозных верований, то в Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками рациональности, целостности, системности, опоры на эмпирические факты. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Общественное разделение труда не только обусловило рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые, голосуя в народном собрании, участвовали в решении государственных дел. Движущей силой развития политико-правовой идеологии в Древней Греции выступает бесконечная борьба демоса и аристократии, рабов и рабовладельцев, а также внутри правящего класса за власть. Эта борьба стимулировала поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами.

Во-вторых, хотя политические и правовые воззрения Древней Греции не были самостоятельной формой общественного сознания, но они развивались в рамках особой теоретической формы мировоззрения – философии. В отличие от мифологической и религиозной форм, политических и правовых форм, политических и правовых представлений, преобладавших на Востоке, философская форма политико-правовой идеологии представляет собой рациональный способ объяснения окружающего мира, исключающий сверхъестественное начало как источник, причину и форму развития всего сущего. Философское мировоззрение стремится выявить закономерности возникновения и функционирования государства и права, их формы и описать их с помощью системы понятий (категорий). По этой причине понятийный аппарат современной политической науки, в том числе определения государства, права, режимов, политики, власти, в значительной мере заложен греческими философами.

Переход от мифологического и религиозного сознания к рациональной философской форме интерпретации явлений окружающего мира был обусловлен рядом причин. С одной стороны, он стал проявлением кризиса мифологических представлений, которые не могли объяснить новые интересы, с другой – отражением роста кругозора, знаний, культуры свободных граждан, вызванного интенсивной морской торговлей Греции с другими странами, заимствованием достижений техники, производства, активным участием граждан в политической жизни городов-полисов.

В-третьих, становление античного государства на основе экономического неравенства и образования классов с разными потребностями обусловило значительное внимание мыслителей к поиску идеального государства, способного примирить, гармонизировать противоположные интересы и обеспечить всеобщее благо и справедливость. В связи с этим в большинстве работ греческих мыслителей акцент сделан на формы правления, доказательства их преимуществ и недостатков, закономерностей их смены.

В-четвертых, в условиях классического рабовладения политико-правовые учения в Древней Греции отражали интересы полноправных граждан, воспевали ценности свободы и индивидуальной морали, в противоположность ценности общинной морали в государствах Древнего Востока. Отстаивая ценности индивидуальной свободы, мыслители Древней Греции трактовали государство, право, политику как самые совершенные формы жизни свободных людей, полноправных граждан, поскольку эти формы представляют сферу свободы, морального выбора в противоположность физическому труду, когда отсутствует этот выбор, и который является уделом рабов. Так, Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. По его мнению, справедливость имеет место только в политической жизни, потому что "весь строй политического общежития держится на праве".

В-пятых, в рамках философской формы политико-правовых воззрений в Древней Греции существовал плюрализм подходов к пониманию государства, политики, права, отражавших борьбу различных групп за власть, что затрудняет их строгую классификацию.

В качестве основания классификации политических и правовых учений можно рассматривать эволюцию формы политико-правовой идеологии, переход от мифологии к рационально-логическому, философскому пониманию государства и права. Исходя из этого, можно выделить три периода в развитии политических и правовых учений Древней Греции.

Первый период – предфилософский (ΧΙ-VI вв. до н.э.), на котором преобладали мифологические представления о политике, праве, государстве.

Второй период – классический, философский (VI-IV вв. до н.э.), в рамках которого зародилась и достигла расцвета рационалистическая интерпретация политико-правовых явлений.

Третий период – период эллинизма, период кризиса и упадка политикоправовой идеологии (III–I вв. до н.э.), связанных с потерей независимости городов-полисов, их вхождением в состав империи Александра Македонского. И, как следствие, воспевание ценности индивидуальной свободы и равенства.