Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Особенности политико-правовой идеологии в Древнем Риме
Формирование и развитие политических и правовых учений Древнего Рима осуществлялось под влиянием разнородных факторов, доминирование которых на разных исторических этапах эволюции римского государства порождало противоречивые тенденции.
1. Политико-правовая идеология Древнего Рима долгое время развивалась путем заимствования достижений философской мысли Древней Греции и приспосабливания ее выводов и положений к условиям римского общества. Этому способствовали:
• сходство социально-экономических укладов – рабовладельческий способ производства, основанный на эксплуатации рабского труда;
• классовая борьба, служившая источником развития политико-правовых воззрений как в Древней Греции (конфликт демоса и аристократии), так и в Древнем Риме (противоборство патрициев и плебеев, рабовладельцев и рабов);
• масштабная эллинизация римского общества, выразившаяся в распространении ценностей и институтов греческой культуры среди римлян в результате превращения Греции в провинцию Рима во II до н.э.
Значительное влияние на развитие политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали философия Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, доктрины софистов, стоиков, эпикурейцев, теория Полибия и др. Прямые заимствования опыта законотворчества греческих полисов были связаны с изучением политики и законодательства афинского реформатора Солона. Его "Конституция" стала основой первого древнеримского закона – Законов двенадцати таблиц (451 г. до н.э.).
2. Однако более высокий уровень развития рабовладения, товарного производства, отношений частной собственности, которые уже развиваются в рамках не города-полиса, а империи, обусловили существенные отличия древнеримской политико-правовой идеологии от древнегреческой.
Представления о политике и праве, преобладавшие в Древнем Риме, характеризовались рационализмом, что нашло отражение в создании самостоятельной науки – юриспруденции (III в. до н.э.). Теоретические концепции римских мыслителей были основаны на обобщении реального опыта политико-правового развития римского государства, что позволило преодолеть прежние мифологические воззрения. Происходила легитимация власти и властных институтов, что изменяло способ интерпретации политики и права.
Природа власти и государства опиралась не на примат сверхъестественного начата, а на связи власти с идеей права и закона. Смена доктринальных начал была обусловлена непрекращающейся классовой борьбой патрициев и плебеев, рабов и рабовладельцев. Она заставляла господствующие классы апеллировать к правовым механизмам защиты собственных интересов, которые обеспечиваются публичной властью. Вследствие этого государство понималось как публично-правовая общность, основанная на согласии граждан в вопросах права и служащая для защиты имущества. Право же рассматривалось как всеобщий и равный масштаб (правда, принимаемый только в отношении частных собственников), соответствующий природе вещей.
3. Политико-правовая идеология в Древнем Риме развивалась главным образом юристами в процессе их практической деятельности по толкованию права, которые и создали юриспруденцию в качестве самостоятельной отрасли знания. Наибольшего развития получили правовые институты и отрасли права, востребованные реальной практикой: правовой статус свободных и рабов, вещное, обязательственное, наследственное право, регулировавшие имущественные отношения.
4. Представления о формах правления, механизмах власти развивались применительно не к городу-полису, а к Мировой империи, что выразилось в обосновании правомерности абсолютной власти императора, ее сакральном характере, идеи мирового господства Рима.
5. Тенденция рационализации в Древнем Риме соседствовала с формированием в III в. доктрины политики и права, связанной с утверждением христианства в качестве мировой религии. В IV в. оно стало официальной идеологией Римского государства. Сверхъестественное объяснение природы власти, государства и права в католицизме становится господствующей тотальной идеологией в Средневековье.