Политические и правовые идеи "нестяжательства"
Формирование официальной идеологии Московского государства происходило в борьбе с различными идеологическими течениями. Оппонентом существующей светской и духовной власти Московского царства выступало "нестяжательство" – идеологическое течение, которое развивалось в рамках русской православной церкви во второй половине XV – начале XVI в. Свое название оно получило из-за того, что проповедовало бескорыстие (нестяжание), призывая монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом (селами, земельными угодьями).
В нестяжательстве выделяют два течения – духовное и обличительное. Главным идеологом первого направления был преподобный Нил Сорский (1433– 1508), основатель скита на реке Соре, в Заволжье, изложивший теорию нестяжательства в "Предании ученикам". Представителями второго направления, яростно обличавшего стремление Церкви к наживе, были Вассиан Косой (1Ί70– 1545) и Максим Грек (1470–1556).
В основе мировоззрения нестяжательства лежит идея бескорыстной жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству. Подлинная жизнь, соответствующая природе человека, – это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира, важно, чтобы он не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой личности. Бескорыстие было одним из необходимых условий праведной жизни, т.е. жизни "по закону Божию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу". Монахи, по учению Нила, должны вести аскетический образ жизни, отказаться от обладания имуществом, т.е. от личного стяжания. Одновременно он осудил и стяжание монастырей. Богатым монастырям он противопоставлял небольшие скиты с несколькими монахами, в которых монахи должны были содержать себя собственным трудом.
Однако нестяжание лишь одно из условий праведной жизни. Необходимо, чтобы и внешний мир, т.е. государство, общество, церковь были организованы так, чтобы соответствовать этой жизни.
По мнению нестяжателей, официальная церковь препятствует праведной жизни, поэтому они выступали за создание новой Церкви. Эта церковь должна была объединить людей, видящих в служении Богу не средство достижения для себя материального богатства и высокого социального статуса, но путь праведной жизни, т.е. жизни по заповедям, провозглашенным Христом, по нравственным началам, соответствующим природе человека. Внутри этой Церкви должен был господствовать культ человеческого разума и истинного Священного писания, а также дух личной свободы, отвергающий подчинение человека человеком, признающий его ответственность только перед Богом. Принцип свободы совести допускался нестяжателями лишь в пределах православной религии, в отношении иных конфессий они были нетерпимы.
Современное им государство и правители подвергались критике за отсутствие благодетели в делах управления. Правители, по их мнению, есть воплощение человеческих пороков, которые преследуют свои корыстные интересы. Подобные алчные государи обрекают свои государства на гибель. В противовес порочным земным властителям нестяжатели рисовали образ идеального правителя. Они наделяли его благочестием и наказывали править в соответствии с Христовыми заповедями и законами.
В послании Ивану IV Максим Грек напрямую связывал процветание государства с наличием добродетельных качеств у правителя. По его мнению, благочестиво царствующие на земле уподобляются Небесному Владыке, если обладают такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же – правда и милость...". Максим Грек призывал царя устроить вверенное ему царство по Христовым заповедям и законам и всегда творить "суд и правду посреди земли, как есть писано". "Ничего не предпочитай правде и суду Царя Небесного, Иисуса Христа... – писал он, – ибо ничем другим не возможешь так благоугодить Ему и привлечь Его милосердие и благотворения на твою богохранимую державу, как твоею правдою к подчиненным и праведным судом..."[1].
Вопрос о соотношении светской и духовной власти нестяжатели решают в пользу церковной.
Максим Грек отстаивал идею дуализма двух центров власти, власти церковной и светской, сдерживающих друг друга, созда
ния церковной организации, независимой от государства. Кроме того, надеясь на благочестие земного правителя, Максим Грек полагал необходимым обращение царя за советом к митрополиту при принятии важных решений. Однако светская и церковная власть не являются равнозначными. Поскольку подлинная сущность человека духовная, постольку церковная власть более авторитетная, ибо занята развитием духовной жизни общества, побуждая человека жить праведно.