Политические партии и избиратели

Активная общественность делится на группировки, которые связывают правящую часть населения с его основной массой. Среди общественности есть группы, которые создаются специально для политического действия. Эти мобилизованные для постоянного участия в политической жизни группы граждан называются политическими партиями (от лат. partis – часть, участие, доля).

Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти и контроль над нею. Поэтому партии можно назвать гражданскими структурами, действующими в сфере государственной власти, они являются посредниками между гражданским обществом и государством. Как и все прочие элементы политической системы, партии участвуют в выполнении функций формирования требований, соответствующих интересам групп, и обобщения этих требований, превращения их в политическую программу. Однако для них это второстепенное занятие, главное – овладение механизмом принятия и реализации государственных решений. Завоевав определенные позиции в сфере власти, они могут пойти на сделку с такими же группами, представляющими другие социальные интересы, изменить свою первоначальную стратегию ради сохранения позиций власти. Более того, современная партия вообще не является выразителем интересов какого-либо одного социального слоя (этим занимаются группы интересов), она интегрирует различные социальные интересы, выполняя в политической системе роль руководителя государственной администрации. Победившая на выборах партия вынуждена учитывать интересы разных групп населения как для поддержания легитимности своей власти, так и для ее сохранения на будущих выборах.

Партии – не единственные гражданские структуры, занимающиеся политической деятельностью. В демократических государствах электоральный процесс создает гак называемые избирательные объединения, которые, так же как и партии, занимаются рекрутированием перспективных с точки зрения победы на выборах лидеров и мобилизацией избирателей на их поддержку. Избирательные объединения часто включают несколько партий или заинтересованных групп.

Вне электорального процесса существуют инициативные политические движения граждан в поддержку официального политического курса, конкретных законопроектов и решений (или против них) и т.д. Движения объединяют зачастую разнородные группировки общественности. Они в основном недолговечны, и поэтому меньше традиционных парламентских партий подвержены опасности бюрократизации и срастания с административным аппаратом государства.

В широком смысле партия (как часть общества) включает, кроме структуры (лидеров, актива и членов), еще и сторонников партии ("твердых" и "нетвердых"), голосующих за кандидатов, выдвигаемых или поддерживаемых этой структурой. По существу, модель политической партии представляет собой ряд концентрических кругов вокруг лидера и руководства ("внутреннего круга"). Французский политический социолог Морис Дюверже (р. 1917) называет эти круги "кругами причастности" к деятельности партий (круг активистов, круг "симпатизантов" и круг избирателей). Он считает главной проблемой партийной жизни определение отношения между этими кругами. Действительно, от уровня взаимодействия данных кругов зависят размеры ресурсов группировки (деньги, влияние, связи и т.д.). В свою очередь, объем ресурсов обусловливает шансы победы над соперниками во время выборов, а также эффективность влияния на структуры власти. Чем авторитетнее лидер и чем опытнее актив, тем интенсивнее поддержка последовательных сторонников и тем шире круг "случайных попутчиков".

Классификация политических партий. Среди множества классификаций политических партий наиболее приемлемой с точки зрения изучаемой нами темы является та, которая строится на основе приверженности партии определенной идеологии. Под идеологией понимается система ценностей (взглядов и идей), выражающих определенные социальные интересы. Несмотря на известную "прагматизацию" деятельности партий, они отличаются друг от друга стратегиями политического действия, а эти стратегии создаются на базе определенных идеологий. Все партии стремятся получить как можно больше мест в парламентах, провести своих кандидатов на должности в системе исполнительной власти. Для реализации этих замыслов партиям нужно предложить определенную программу решения тех проблем, которые волнуют избирателей, а последние вынуждены выбирать между партиями в поисках той, чьи идеи наиболее близки их собственным политическим взглядам и интересам. Чем однозначнее идейная платформа и вытекающая из нее стратегия партийного руководства государственной администрацией, тем активнее и устойчивее поддержка действий партии избирателями не только в процессе выборов, но и в последующий период. Последние выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации подтверждают этот вывод.

Партии как объединения в первую очередь профессиональных политиков, призванных руководить деятельностью государства (правящей части населения), должны иметь ясную стратегию этого руководства, а стратегия должна содержать понятные избирателям технологии решения проблем их повседневной жизни. Поэтому деление группировок на правые и левые, либеральные и консервативные не устарело и вряд ли устареет. Общество пока не выработало другого языка политической коммуникации политиков и избирателей, кроме языка политических идеологий, а носителями идеологий являются партии. В этой связи особого внимания заслуживает проблема лидерства политических партий.

Проблема политического лидерства. Понятие "лидер" (от англ, leader – ведущий, первый, идущий впереди) очень широкое, емкое, оно включает множество характеристик. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде партии, группы, который благодаря своей энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; наконец, как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Таким образом, "лидерство" относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, основывается на вере в лидера, подчинении ему, готовности людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных им задач. Цели, которые ставят перед собой и своей партией политические лидеры, являются одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер (р. 1918) выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Другая система дифференциация политических лидеров основана на определении "корней" лидерства, т.е. того основания, которое позволило той или иной личности стать политическим лидером. В соответствии с данным Крите-

Рис. 7. Типы политических лидеров

рием можно выделить три типа лидерства: традиционное, легальное, харизматическое. Польский политолог Ежи Вятр (р. 1931) выделил несколько оснований для типологии политических лидеров[1]. В частности, по отношению к идеологии различают такие типы лидера, как идеолог и прагматик; по отношению к сторонникам – харизматик и представитель; по отношению к противникам – соглашатель и фанатик и т.д. (см. рис. 7).