Политические модели политического поведения
Политологи уделяют больше внимания содержательной стороне поведенческих феноменов, т.е. тому, что происходит в политике, между тем как психологи видят свою задачу в том, чтобы понять, как это происходит.
В отличие от других наук о политике политическая психология изучает прежде всего людей, исполняющих различные политические роли. Сам термин "политическое поведение" трактуется совершенно по-разному в зависимости от взглядов на предмет исследования. Интерес к этому феномену пришел из психологии бихевиоризма, специализирующейся на изучении "наблюдаемого поведения", т.е. только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики. Политические бихевиористы предложили ситуационный подход (Д. Истон), теория политического обмена (П. Блау), теория конфликта (Г. Экстайн) и др.
Теоретики плюрализма также видят политику неоднородной. Они считают желательным наличие не одного, а множества центров властных отношений. Поведение участников политического процесса подчиняется законам конкуренции. Но политические соперники в нормальном обществе не уничтожают друг друга, так как между ними заключено своего рода "джентльменское соглашение", основанное на терпимости элит друг к другу и их взаимной сменяемости. При этом наличие не одного, а многих центров принятия политических решений не означает автоматического согласования интересов и нс приводит к более эффективному регулированию политической жизни.
В целом в политической науке под термином "политическое поведение" понимают как действия отдельных участников, так и массовые выступления, как активность организованных субъектов власти (правительство, мафия и др.), так и стихийные действия толпы, как акции в поддержку системы, так и направленные против нес. Более того, голосование "против" или неявка на выборы также трактуются как формы политического поведения. Так, например, тот факт, что на выборы Президента России в 2012 г. па территории страны прибытие на избирательные участки составило 65,34%, – важная характеристика поведения избирателей.
Поиск причин, объясняющих ОГЛАВЛЕНИЕ политического поведения, дополняется исследованиями психологической природы тех поступков, которые совершают граждане. Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему стимул – реакция на промежуточные факторы, некое среднее звено, которым может быть установка, мотив, убеждение или ценность, принадлежащая либо отдельному индивиду, либо группе. Это означает, что никакую форму политического поведения нельзя напрямую объяснить только как результат воздействия политических стимулов. За исключением может быть самых простых проявлений политической активности, предпринятых ради выживания, все остальные акции опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей.
В отечественной психологии сложилась продуктивная традиция анализа различных форм деятельности, связанная с именами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и др., получившая название деятельностного подхода. Эта методологическая установка успешно работает в целом ряде отраслей психологической науки и вполне может быть применена и для исследования политической деятельности. Отечественные психологи, не отказываясь от категории "поведение", предпочитают говорить о "деятельности". В данном случае поведение трактуется как внешнее выражение деятельности, без учета ее субъективного компонента. Для политико-психологического анализа это означает, что деятельность индивидуального политического субъекта встраивается в систему политической культуры нации или группы, которые и придают ей общий смысл и значение.
Надо понимать также, что отечественные политические психологи используют термин "поведение" для описания соответствующих форм политической деятельности. Но при этом, в отличие от бихевиористских подходов, человек рассматривается, во-первых, и как объект, и как субъект политических отношений. Во-вторых, деятельность в политике не сводится только к ее внешним проявлениям. Независимо от того, каким термином пользуются психологи, они различают три формы проявления человеческой активности: инстинкты, навыки и разумные действия. Эта психологическая классификация форм деятельности полезна и в описании политики.