Политические идеологии
Под политической идеологией мы понимаем совокупность идей, отражающих позиции и взгляды определенной группы людей на общественно-политические и экономические события в мире и в обществе, а также предлагающих определенный путь развития общества. Идеология в данном случае есть концептуализированный интерес определенной группы людей по поводу общественного процесса и его перспектив.
Данная идеология может быть институционализирована или неинституционализирована, т.е. быть или не быть идеологией определенной политической организации. Институционализация по идейным основаниям предполагает формирование политической партии. Партийная идеология – всегда целевая идеология, ее объектом является власть, а механизмы ее использования – предметом. Партийная идеология всегда целевая и объектно-предметная. Она концептуализирует интересы своих сторонников, через видение экономических перспектив обосновывает свои претензии на власть (Макаренко).
Политическая идеология имеет следующие основные структурные элементы:
1) общие мировоззренческие, в том числе и теоретические, идеи и взгляды, отражающие основные черты эпохи;
2) ценностные ориентиры, выраженные в программных установках и дающие представления о должном социальном устройстве;
3) конкретную стратегию реализации программных установок;
4) деятельность по реализации программы.
В современном обществе идеологическая матрица общественного сознания накладывается на социально-структурные характеристики политического строя, в частности, она соотносится с партийно-политической структурой общества. Это не означает полной тождественности идеологической карты и партийно-политической, так как зачастую разные политические партии используют одну идеологическую доктрину, интерпретируя ее по-разному. Кроме того, политические силы могут использовать идеологию как "зонтик", скрывая таким образом свои реальные политические интересы.
Что касается государственных, или общенациональных, идеологий, то они, оставаясь политическими, существенно отличаются от партийных идеологий. В основе государственной идеологии лежит концепция национальной безопасности, которая распадается на ряд подвидов: концепция социальной, экономической и т.д. В данном случае идеология есть адекватное осознание нацией-государством своих национальных интересов; существующих угроз и вероятных носителей этих угроз; характера и уровня издержек в реализации национальной идеологии; превентивных мер и рисков; состава и функций участников в реализации этой идеологии (Подберезкин).
Государственные идеологии разных государств, как правило, основаны на ограниченном наборе политических и идентификационных моделей.
1. Все мы – одно единое сообщество, у каждого члена которого один и тот же интерес: жить комфортно и мирно на своей земле.
2. У других сообществ, населяющих другие государства, такие же интересы. Мы их уважаем, но наши интересы для нас приоритетнее.
3. Наш политический лидер представляет всех нас, поэтому критиковать его публично не нужно.
В социологической науке идеологии и идеологические конструкции обычно оцениваются:
– по соответствию интересам той или иной общественной группы, члены которой данную идеологию разделяют;
– по глубине охвата общественных проблем и широте предлагаемых общественных изменений и конкретным задачам идеологии;
– по отношению к господствующему политическому порядку: в какой мере они ему лояльны или оппозиционны;
– по доминирующей политической силе в идеологическом течении;
– по степени организационной оформленности движений, артикулирующих ту или иную идеологию;
– по социальной базе и социальным основаниям распространенности данной идеологии в обществе.
Существует определенная взаимосвязь между типами политической культуры и идеологическими системами. Так, польский социолог Ежи Вятр предложил в качестве критерия типологизации культуры использовать политическую идеологию, в соответствии с чем выделил коммунистическую, социально-демократическую, либеральную и консервативную политическую культуру. Такой подход актуален тогда, когда в обществе определенная идеология долго имела доминирующее положение и ее влияние оставило след на всех компонентах культуры. Тогда можно говорить о моделях социально-экономического и политического развития общества: либеральной (США), консервативной (Англия), социал-демократической (Швеция), социалистической (СССР, Китай, Куба).
При анализе идеологий используются теории разного уровня:
– классовые и стратификационные – при изучении социальной базы идеологий;
– теории элит – при изучении идеологического ядра в политических организациях и структурах;
– теории рационального выбора – при рассмотрении политико-идеологических трансформаций в обществах;
– ценностные теории – при изучении содержательного контента идеологий;
– миросистемные – при изучении степени распространенности идеологии в мире, теории коммуникаций при рассмотрении идеологии как разновидности коммуникации (Г. Лассуэлл), направленной на поддержание политического сообщества как такового.