Политическая жизнь и властные отношения

Политические отношения характеризуют взаимосвязь и взаимодействие субъектов политической жизни и политического процесса. Сущностная характеристика политических отношений и процедурно-процессуальных параметров может быть применена в качестве индикатора при определении модели политической жизни современных общественных систем.

Основополагающим стержнем политических отношений являются отношения взаимодействия и взаимосвязи, возникающие по поводу государственной власти федерального и регионального уровней. Рассматривая различные стороны политической реальности, можно выделить два подхода к анализу ее сущности:

– институциональный, в рамках которого исследуется организационная, процедурная, структурная стороны политических отношений;

– поведенческий, в рамках которого политика рассматривается как система действий социальных субъектов политики и их рефлексий.

Формирование предметного поля политической жизни прежде всего обусловливается вторым аспектом политической реальности. Однако институциональный аспект играет не менее важную роль, поскольку, согласно Р. Пенноку, "политическая жизнь начинается, когда люди видят в государстве фактор удовлетворения или неудовлетворения своих жизненных потребностей".

Исследовательский интерес к политическим процессам присутствует в различных научных школах современной политологии. В частности, можно выделить авторов в рамках институционализма – Т. Лоуи, Дж. Мангейм, Р. Рич, Р. Михельс, С. Хантингтон; неоинституционализма – Б. Питерс, Ф. Шмиттер, Т. Карл; бихевиоризма – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Л. Уайт, Д. Истон, Λ. Бентли, Д. Трумен; теории политической модернизации – Э. Дюркгейм, М. Вебер; структурно-функционального подхода – Т. Парсонс; конфликтологической теории – Р. Дарендорф; теории рационального выбора – Э. Даунс, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон, Г. Беккер, Д. Коулмен.

Своеобразие политических отношений состоит в том, что основой политической жизни является человек со своим непредсказуемым поведением, участием, различными мотивами, зачастую противоречивыми интересами, а это, в свою очередь, выражается в неопределенности и нестабильности политического пространства. Иными словами, политика является целенаправленной властной деятельностью, которая осуществляется в своеобразной культурно-исторической среде, определяющими чертами которой является динамичность, непредсказуемость, незапрограммированность.

Политическую жизнь общества можно определить как исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных или опосредованных отношений господства/подчинения в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, классов, в том числе создания ими институциональных механизмов, посредством чего происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации конкретных интересов.

Политическая жизнь – это пространство социальных субъектов политики, в котором они могут реализовать свои властные функции и отстаивать гражданские инициативы с помощью тех или иных политических средств. В понимании политической реальности следует различать понятия "политической жизни" и "политики", поскольку политическая жизнь акцентирует внимание на деятельностной стороне последней. Таким образом, политическая жизнь представляет собой взаимообусловленный характер всех ее составных частей, к которым относятся: 1) субъекты и объекты политической деятельности; 2) направления политической деятельности; 3) специфические средства, технологии политической деятельности.

В связи с этим к структурным компонентам политической жизни общества можно отнести: государство (представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратура, органы юстиции, милиции и др.), политические партии и общественно-политические движения; общественные организации и иные объединения граждан, в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и в международные политические отношения; СМИ; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическую идеологию, общественное мнение; политиков и политическое руководство, политическое лидерство; политическую культуру как совокупность политических установок и ориентаций.

Что касается форм проявления политической жизни, то ими являются политическое сознание, политическое поведение и политическая культура. Поскольку все эти формы политической жизни находятся во взаимообусловленной связи, то разная степень динамики развития каждой из них может обусловить возникновение политической напряженности, которое может перерастать в дисфункцию политической системы общества в целом.

Анализ политической жизни предполагает прежде всего рассмотрение всего механизма политической деятельности и таких его звеньев, как политические интересы и цели. Жизнь человека связана с удовлетворением целого комплекса не только первичных, но и вторичных потребностей. Политический интерес является осознанной вторичной потребностью гражданина. В данном интересе отражаются объективные противоречия, преломленные через субъективные потребности и нужды человека.

Субъективные потребности и нужды граждан, артикулированные общественным интересом, становятся политическими только тогда, когда обнаруживается, что они не могут быть реализованы имеющимися нравственными и административно-правовыми средствами. Именно осознание этого факта мотивирует граждан на поиск новых путей, механизмов их реализации даже путем изменения власти и порядка управления обществом. Безусловно, учитывая то, что практически каждая социальная группа имеет свои политические интересы, которые зачастую не совпадают и даже противоречат друг другу, можно предполагать наличие стратификационной модели общества, обусловленной различными политическими интересами.

Достигая своих политических интересов, социальные субъекты политики вступают в политические взаимодействия, что, с одной стороны, приводит к формированию новых политических структур, с другой – к появлению и укоренению в сознании людей символов, понятий, ценностных установок и ориентаций, с помощью которых они объясняют мир политики, оценивают политические события, судят о справедливой или несправедливой политике, "хорошем" или "плохом" государстве, правителе, рассуждают о смысле политики, о ее назначении и т.п.

В первом случае речь идет о политическом процессе, т.е. последовательной смене состояния социально-политической действительности, происходящей в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленных на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

Во втором случае – о формировании и функционировании политической культуры общества (т.е. паттернов, "образцов" поведения, ориентаций в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса) и политического сознания (т.е. комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений и мнений субъектов политических отношений).

Таким образом, политическая жизнь и властные отношения есть постоянно разделяемая не только во времени, но и в пространстве комбинация политических действий и результатов, политических решений, императивов и процедур. Политический процесс есть условие бытия политических отношений как отношений преобразования условий и образа жизни людей.

Выводы

1. В любом обществе власть осуществляется правящей элитой, под которой понимается группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение и оказывающая непосредственное влияние на общество. Элиты, как правило, неоднородны. В зависимости от критерия выделяют различные типы элит: по функциональному признаку – политическую, экономическую, военную, культурно-информационную; по отношению к власти (или по месту в политической системе) – правящую и оппозиционную (контрэлиту); по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования – окрытую и закрытую; по внутриэлитным отношениям – объединенную и разъединенную; по степени представительства – с высокой и низкой степенью социальной предствительности.

2. Социальными субъектами власти являются группы интересов, правящая элита, политическое лидерство. Группы интересов стремятся оказать влияние на органы власти с целью удовлетворения своих потребностей. Будучи посредниками в отношениях государства с обществом, в условиях современного политического процесса группы давления являются неотъемлемой частью политической инфраструктуры. Целенаправленное (институциональное) воздействие групп интересов на органы власти получило название лоббизма.

3. Специфическим субъектом власти является политическое лидерство, которое выполняет программную, инструментальную (управленческую), интегративную, коммуникативную, мобилизационную, легитимационную функции, а также функцию социального арбитража и патронажа. В контексте институционального, функционального, мотивационно-деятельностного, социально-психологического, психолого-культурного подходов выделяются специфические типологии политического лидерства.

4. Политическая жизнь общества – это исторически обусловленный и социально закономерный способ устройства социума, связанный с системой непосредственных или опосредованных отношений господства/подчинения в рамках совокупной деятельности индивидов, социальных слоев, групп, классов, в том числе создания ими институциональных механизмов, посредством чего происходит формирование, функционирование и преобразование политической системы общества в целях организации и использования политической власти для реализации конкретных интересов.

Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, неокорпоративизм, правящая элита, контрэлита, рекрутирование элит, политическое лидерство, политическая жизнь, политические отношения.