Лекция 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре.

В. Шекспир

В результате изучения данной главы студент должен:

знать о природе и особенностях политической власти, проблемах легальности и легитимности власти, новых возможностях и проблемах политической власти в информационном обществе;

уметь оперировать понятиями "политическая власть", "легальность", "легитимность";

владеть основными теоретико-методологическими подходами к исследованию политической власти.

Природа и особенности политической власти

Стремление к власти – одна из самых сильных человеческих страстей. Некоторые психологи даже предлагают разделить всех людей на два основных тина – властных и подчиняющихся. И то и другое стремление является страстью: есть страсть подчинять и страсть подчиняться. Но бывает и исключение: когда две эти противоположные страсти сходятся в одной человеческой душе. Сильный внутренний конфликт может "взорвать" человека изнутри, какое бы высокое политическое положение он ни занимал.

В русской политической истории это случилось с императором Александром 1 (1777–1825; российский император с 1801). Он рос тихим, послушным мальчиком, зачитывался французскими романами и любил уединенные прогулки. Будучи ребенком, он трепетал перед деспотичным отцом – императором Павлом, и всемогущей бабкой – Екатериной Великой. Казалось, сама судьба создала его для подчинения...

И вдруг группа заговорщиков предлагает молодому Александру чудовищное искушение: завладеть троном, убив отца.

И этот робкий, застенчивый юноша неожиданно соглашается. Заговор осуществляется, Александр I становится императором и неожиданно обнаруживает в себе колоссальную властную энергетику. Его царствование было победоносным: русские войска разгромили казавшегося непобедимым Наполеона. Александр I становится "победителем над победителем", руководителем Венского конгресса, определяющим судьбы послевоенного мира. Но на вершине славы, вместо того чтобы упиваться успехом, он впадает в депрессию, начинает мучиться угрызениями совести, чудовищным грехом отцеубийства. Его таинственное исчезновение в Таганроге породило массу слухов. Официальной версии – император неожиданно простудился и умер – мало кто поверил. Александра I хоронили в заколоченном гробу, никто не видел его лица, что противоречило христианским канонам похорон августейшей особы. Некоторые исследователи предполагают, что Александр I мог уйти в монастырь, потребовав сохранить тайну пострига. Бремя политической власти, полученной через отцеубийство, оказалось для него непосильным...

Борьба за власть – тайная пружина политической истории. За пестрым калейдоскопом политических событий часто скрывается высокий накал политических страстей: приход к власти монархов, диктаторов и президентов сопровождается напряженнейшей закулисной борьбой, в которой используются самые сильные средства – вплоть до убийств, отравлений, заговоров, грязной клеветы, откровенного подкупа голосов избирателей и подтасовок результатов выборов.

Так что такое политическая власть – зло или благо? По утверждению ученых, политическая власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Если власть опирается преимущественно на насилие, она становится злом; если в основе власти лежит закон и справедливость, она может послужить на благо людей. Власть – инструмент политика, и самое главное заключается в том, в чьих руках находится этот инструмент.

Восточная мудрость гласит: "Проходя мимо подножия горы Тай, Конфуций приблизился к горько плачущей женщине. Учитель поспешил вперед и быстро подошел к ней. Затем он попросил Це Ю расспросить ее. “Ваши рыдания таковы, – сказал тог, – что заставляют думать о горчайшем из горьких переживаний”. Она ответила: “Отца моего мужа убил тигр. Мой муж также был убит, и сын погиб таким же образом...” Учитель сказал: “Почему вы не покинете это место?” В ответ он услышал: “Здесь не гнетет правление”. Тогда учитель сказал: “Запомните это, дети мои. Угнетающее правление ужаснее тигров”"[1].

Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской (власть отца), экономической (власть денег), религиозной (власть церкви), военной (власть армии) и т.д. Политическая власть – высший тип власти, созданной человеком с целью организации совместной жизни и обеспечения безопасности. Если экономическая, правовая, семейная, военная власть регулирует какую-то отдельную сторону человеческой жизни, то политическая власть пронизывает все сферы человеческой деятельности. Ее важнейшими признаками являются монополия на регламентацию групп общества и возможность принуждения в отношении личности и общества.

Т. Парсонс писал: "Власть понимается... как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри того, что мы называем политической системой, но выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества (как я их себе представляю) – экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов"[2].

Средства осуществления политической власти весьма разнообразны: право, авторитет, убеждение, традиции, принуждение, насилие. В современном информационном обществе важными ресурсами власти становятся знания и информация, а также средства их получения и распространения, именно поэтому средства массовой информации сегодня часто называют четвертой властью (после законодательной, исполнительной и судебной).