Политическая символика
Социально-политическая жизнь в определенном смысле носит символический характер, хотя она и не сводится к некоему комплексу представлений и символов. Утверждать, что она символична, значит полагать, что она должна быть понята и интерпретирована, что жесты, объекты, слова отсылаются к чему-то другому, чем они сами. Как отмечает французский политолог С. Лятуш, "переход от представления к конкретному жесту является моментом соприкосновения субъекта (индивидуума, социального класса, политической партии, нации и т.д.) с миром". Вопрос "как познать социальную реальность?" ведет к вопросу "что такое социальная реальность?", который в свою очередь ведет к вопросу "что такое человек?"[1].
В истории часто бывало так, что миф, символ, предание, легенда оказывались более могущественными силами, двигавшими людьми, нежели самые что ни на есть объективные реальности. На политическое поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать значения, придаваемые ими действиям правительства, политических партий и деятелей, чем реальное ОГЛАВЛЕНИЕ этих действий.
Можно без преувеличения утверждать, что у истоков большинства, если не всех человеческих институтов и феноменов, будь то государство, религия, культура, искусство, династии и т.п. в гой или иной форме или ипостаси находится символ, миф. В этом плане само человечество невозможно представить мифологического начала.
Во всяком случае национально-государственные символы и идеалы составляют неотъемлемую часть формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности. Символ представляет собой концентрированное выражение основной идеи или идеала народа или нации. В качестве государственных символов выступают эмблемы, гербы, флаги и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и величия.
Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Национальная идея или национальную идентичность, само существование любого государства как правило сопряжено с наличием главных символов или знаковых атрибутов – герба, флага и гимна, олицетворяющих форму или систему его устройства, комплекса социальных, нормативно-правовых, духовных и иных ценностей, принципов, установок и самое главное – национально-государственный суверенитет.
Эта традиционная триада представляет исторически сложившуюся и общепринятую систему государственных символов большинства стран современного мира. Герб и флаг – знаковые символы государства, гимн – его символическое музыкальное обозначение. Важнейшая функция любых государственных символов – представительская, опознавательная. Они должны быть легко узнаваемы, обладать ясными отличительными признаками.
Тем не менее сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральным идеалом, господствующим в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально- политических группировок.
Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, человеческие фигуры, как, например, Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), Дядя Сэм (США). Такие символы приобретают значимость не сами по себе, а как средство выражения чего-то такого, что связано с обществом.
Такие комплексные системы, как речь, письмо или математические знаки, тоже охватываются понятием символ, поскольку звуки и знаки, используемые сами по себе, не имеют смысла и могут иметь значимость лишь для тех, кто знает, как их интерпретировать в понятных для них терминах.
Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса.
Когда речь идет о значении символов, исследование вторгается в сферу эпистемологии и семиотики. В то же время, поскольку символы и символическая система играют важную роль в достижении спаянности и преемственности любого общества, их изучение поднимает более глубокие проблемы социальной организации и легитимации. Они являются специфическими средствами общения между людьми, помогающими узнать их принадлежность к конкретной социальной общности. Они – современные тотемы – знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей "идентичности".
В этом отношении они являются средствами регуляции социального поведения. Более того, каждая нация, каждый народ, каждое сообщество людей в процессе своей истории вырабатывает собственный образ или "самообраз" в значительной мере в разного рода символах и знаках. Поскольку любая информация, воспринимаемая субъектом, предстает в его глазах в качестве некоторой совокупности визуальных и звуковых символов и знаков, то он расшифровывает ее в понятиях, имеющих для него смысл.
Человек усваивает и воспринимает лишь те из символов и знаков, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира. Так, например, избиратель может голосовать разными способами, скажем, поднятием руки, опусканием бюллетеня, но не всякое поднятие руки есть акт голосования, необходимо, чтобы таковым его считали все те, для кого он имеет значение.