Политическая и правовая сферы общества
Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о завоевании и удержании власти. Политическая власть организационно выражена в различных учреждениях, в политике действуют массовые субъекты – государство, партии и общественные организации. Политическая власть – это организованная воля одних людей, направленная на других, иными словами, фундамент политической власти – насилие, подчинение одних людей воле других. Носитель власти называется субъектом властных отношений, а тот, на кого направлена власть – объектом. Объект власти не бывает полностью пассивным, кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами.
Слово политика происходит от греческого politike – "искусство управления". Политическое управление появляется вместе с государством, которое является центром политической системы. Государство – публичная власть, организованная в виде особой системы учреждений и организаций, которые осуществляют властные функции. Внутренние функции государства заключаются в защите общественной безопасности, поддержании закона и порядка, в координации разных участников политической и социальной жизни. Внешняя функция государства выражается в отношениях с другими суверенными государствами.
Различают две основные формы государственного устройства'. монархию и республику. В монархии власть передается по наследству и осуществляется одним лицом, а в республике – выборными органами, т.е. группой лиц. Помимо этого выделяют разные типы политических режимов: демократию, авторитаризм и тоталитаризм.
Демократия происходит от греческих слов demos – "народ" и kratos – "власть", и переводится как "власть народа". Английский политик Уинстон Черчилль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше. Основным принципом демократии является подчинение меньшинства большинству. Этот принцип необходимый, но не достаточный, он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. В демократическом государстве любой человек, независимо от того, принадлежит он к большинству или к меньшинству, может выразить свою позицию и отстаивать ее. Права меньшинства не отменяются волей большинства, они защищены законом и правовыми институтами.
Другим принципом демократии является плюрализм, его источник – это различные точки зрения, выражающие мнение социальных и политических групп. Свобода слова – следствие плюрализма и один из признаков демократического государства. Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть не разрушает политическую систему, а политические конфликты не становятся для общества катастрофой. Правила политической игры предполагают борьбу за голоса граждан и смену партий у власти. В демократическом государстве нет единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной, а частная жизнь граждан находится вне контроля государства и не идеологизирована.
Развитые демократические государства постепенно становятся правовыми. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что каждое демократическое государство правовое. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех, в том числе и для самого государства, это означает, что руководители государства и министры так же подчиняются закону, как и простые граждане.
Основой правового государства является гражданское общество. Георг Гегель определял гражданское общество как объединение самостоятельных субъектов на основе потребностей и интересов. Карл Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества, но исторический опыт показал, что эта идея утопична, в современных политических системах роль гражданского общества только растет. Гражданское общество возникает во время становления капитализма и выполняет функцию посредника между государством и гражданами. Основой гражданского общества выступает средний класс[1]. Современная социальная наука и философия настаивают, что гражданское общество должно быть самостоятельным и не зависеть от государства.
Авторитаризм происходит от латинского слова autoritas – "власть", "влияние". При авторитарном режиме граждане являются лишь объектом власти и не участвуют в принятии решений, в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, но их роль минимальна. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, обслуживает существующий режим. В авторитарных государствах действует единая, официальная идеология, а любая критика действующей власти расценивается как подрыв общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, принцип защиты гражданских прав меньшинства и принцип плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономике. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.
Тоталитаризм происходит от латинского слова totalitas – "цельность", "полнота". Это политический режим, при котором государство устанавливает полный и безоговорочный контроль над всеми сферами жизни, фактически ликвидирует конституцию, права и свободы граждан. Как правило, вся власть сосредоточена в руках одного человека – вождя, который опирается на единственную политическую партию или вовсе обходится без нее. Термин "тоталитаризм" ввел один из "вождей" XX в. Бенито Муссолини, так он назвал созданный им режим в Италии. В 20–40-е гг. феномен тоталитаризма осмыслялся в художественной литературе. Евгений Замятин написал роман "Мы", Олдос Хаксли – "О дивный новый мир", а Джордж Оруэлл – "1984". Чуть позже тоталитаризм стал предметом философии и политической науки, над этим феноменом размышляли Хосе Ортега-и-Гассет, Фридрих Хайек, Ханна Арендт и др.
Английский экономист Фридрих Хайек связывает появление тоталитаризма с развитием во второй половине XIX в. антилиберальных социалистических движений, которые отрицали ценность личности и рассматривали ее как инструмент для достижения коллективных целей. Основным признаком тоталитаризма является растворение индивидуальности в политических институтах и вмешательство государства в частную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, по сути, главным правом признается воля самого государства, которая сводится к воле одного человека – вождя. При тоталитаризме общество полностью идеологизировано, а единственная идеология представляет род религии и выполняет такие же функции, т.е. предписывает, что делать во всех сферах жизни – от политики до морали. В тоталитарных государствах власть подавляет инакомыслие и использует для этого террор, политическая оппозиция уничтожается, гражданское общество ликвидируется, а частная инициатива подавляется. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь становятся священными фигурами, им поклоняются, как богам, религиозное почитание подкрепляется утверждениями, образами и символами тоталитарной идеологии. В экономике тоталитарное государство действует командными методами, во внешней политике – агрессивными, во внутренней – милитаристскими.
Политическая сфера не исчерпывается государством, в ней выделяют политические партии и движения, общественные негосударственные организации и институты. К политической системе относится и политическое сознание – идеология. Слово "идеология" происходит от греческих idea – "то, что видно", "видимое", и logos – "учение". Термин "идеология" появился в философии в XVIII в., его предложил Антуан Дестют де Траси. Вместе с Этьеном де Кондильяком они пытались создать науку об общих основах человеческого знания. С легкой руки Наполеона слово "идеология" приобрело негативный смысл, французский император считал, что идеология заменяет политическую реальность абстрактными утверждениями. В XIX в. Карл Маркс назвал идеологию ложным сознанием, которое выражает интересы определенного класса, а выдается за интересы всего общества.
Политическая идеология – это осознаваемая и рационально используемая система идей, убеждений и ценностей, выражающая интересы отдельных классов и групп, ее суть сводится к оправданию власти. Идеология складывается на основе мифологии, поэтому в ней можно найти элементы мифа. Самыми действенными и устойчивыми становятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глубинную символику коллективного бессознательного[2]. Мифологические элементы и мотивы в идеологии облегчают восприятие заложенных в ней идей и ценностей. По мнению французского социолога Сержа Московичи, доктрины и теории, чтобы стать общедоступными, должны отказаться от рас- суждений и строгости мысли, а для того чтобы прижиться, идеи должны стать проще и принять образную форму.
Осуществление власти невозможно без права. Право – это совокупность общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых регулируется поведение людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть закрепленная в нормах справедливость.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., говорится о пяти основных группах прав:
• гражданские (право на жизнь, свободу и неприкосновенность);
• политические (право принимать участие в управлении страной);
• экономические (право на труд, свободный выбор работы);
• социальные (право на достойный уровень жизни, отдых и досуг, медицинское обслуживание);
• культурные (право на образование, развитие собственной личности, участие в культурной жизни общества).
Правосознание – необходимая часть правовой системы, это представления и понятия, которые выражают отношение людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание реализуется в праве и правосудии и выражает господствующие в данном обществе экономические, социальные и политические идеи. Правосознание занимает промежуточное положение между идеологией и нравственностью, обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственности, а теоретический – к идеологии. В правосознании нравственные понятия блага и справедливости утверждаются в качестве закона, действие которого гарантирует государство. Но если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права они предстают как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закрепленный в законах.