Политическая и правовая сферы общества
Слово "политика" происходит от греческого politike – "искусство управления". Политическое управление появляется в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос – вопрос о завоевании и удержании власти. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организационно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.
Центром политической системы является государство. Основной признак государства – наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Политическая власть определяется как организованная воля одних людей, направленная на других, независимо от их отношения к такого рода влиянию. Носитель воли называется субъектом властных отношений, этот, на кого направлена власть – объектом. В политической системе объект властных отношений не является полностью пассивным; кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами. В качестве фундамента политической власти выступает насилие, обеспечивающее подчинение одних людей воле других.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка, координация усилий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.
Различают две основные формы государственного устройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется государственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц – выборным органом (республика).
Помимо форм государственного устройства или форм правления, выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руководства. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Термин "демократия" происходит от греческих слов demos – "народ" и kralos – "власть"; буквальный смысл – "власть народа". Английский политик Уинстон Черчиль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.
Основной принцип демократического устройства – подчинение меньшинства большинству. Однако в демократическом обществе он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.
Другой принцип демократии – принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из признаков демократического государства, следует считать следствием плюрализма.
Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствии с заданными правила политической игры, конфликты между различными политическими субъектами не носят катастрофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию какой-то одной партии с государством. Следствием политического плюрализма является деидеологизация частной жизни граждан. В демократическом государстве не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.
Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной систем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.
Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт показал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией: в современных политических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (см. 7.4).
Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.
Авторитаризм происходит от латинского слова autoritas – "власть", "влияние". Авторитаризм определяется как режим личной власти. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и выполняет функцию обслуживания существующего режима.
В авторитарных государствах существует единая идеология, признанная официальной, а любая критика действующей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.
Тоталитаризм происходит от латинского слова totalitas – "цельность", "полнота". Термин "тоталитаризм" был введен Бенито Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е гг. XX в. феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художественной литературе (Евгений Иванович Замятин "Мы", Олдос Хаксли "О дивный новый мир", Джордж Оруэлл "1984"), а чуть позже в политической науке и философии (X. Ортега-и-Гассет, Фридрих Хайек, Ханна Арендт и др.).
Основной признак тоталитаризма – растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.
В тоталитарных государствах власть создает мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого террор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожается, гражданское общество ликвидируется через огосударствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь являются объектами религиозного почитания, которое подкрепляется постулатами, образами и символами тоталитарной идеологии. В экономической сфере для тоталитарных государств характерны командные методы управления, которые приходят на смену частной инициативе. Во внешнеполитическом плане тоталитарный режим характеризуется агрессивностью, сопровождающейся непомерными геополитическими притязаниями. Внешнеполитическая агрессивность дополнительно провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни.
Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис тоталитаризма с развитием во второй половине XIX в. антилиберальных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностных целей.
Политическая сфера общества не исчерпывается государством: в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание, или политическая идеология, – совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп. Идеология – это, прежде всего, осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, т.е. рациональный конструкт. Однако генетически идеология формируется на основе мифологии и несет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными в плане общественного управления (важнейшая функция идеологии – управление социумом) становятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глубинную символику коллективного бессознательного, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть действенной, идеология должна нести в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализации. Как полагает французский социолог Серж Московичи, для того чтобы стать доступными, идеологические доктрины должны отказаться от строгого языка, сложных рассуждений и понятий.
Осуществление государством властных функций невозможно без права. Право – совокупность общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закрепленная справедливость. В Международной хартии прав человека говорится о пяти основных категориях прав:
• гражданских (право на жизнь, свободу и неприкосновенность);
• политических (право принимать участие в управлении страной);
• экономических (право на труд, свободный выбор работы);
• социальных (право на достойный уровень жизни, отдых и досуг, медицинское обслуживание);
• культурных (право на образование, развитие собственной личности, участие в культурной жизни общества).
Правосознание – необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. В правосознании нравственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закрепленный в законах.