Политическая персонология

Слово "персона" (лат. persona) означало маску актера, скрывавшего за ней свою индивидуальность ("личное лицо"), что позволяло говорить от имени играемой роли, типажа. Однако сквозь эту маску, из-за нее, сквозь нее звучал индивидуальный голос актера (лат. per sonare – звучать сквозь). Уже в римском праве persona – тот, кто обладает гражданскими правами, в отличие от homo (просто человеческого существа), которым нередко пренебрежительно называли людей, не защищенных законом. Близко но этимологии и происхождение слова "личность" – лик, облик, личина. В этом плане – персона, личность связана с социальным признанием человека, наделением его неким социальным положением, качеством. Это могут быть происхождение, гендер, статус, социальная роль.

Духовные итоги прошлого тысячелетия относительно перспектив человека достаточно парадоксальны и противоречивы. С одной стороны, личность оказалась во многом раздавленной действием безличных стихий: социальных (разрушительные войны, массовый террор, тоталитарные политические режимы), научно-технических (психоанализ, генная инженерия), природных (экологические катастрофы, все более явное осознание одиночества и уникальности человечества во Вселенной). С другой – роль человека в окружающем мире неизмеримо возросла в результате развития современной техногенной цивилизации, выхода человечества в космос. В современной физике и космологии даже был сформулирован принцип антропности, в соответствии с которым основные физические мировые константы (скорость света, постоянная Планка и т.д.) обусловлены фактом существования человека. Это противоречие как основное духовное противоречие на переломе столетий и тысячелетий выводит проблему человека на первый план, создавая предпосылки перехода от технотронно ориентированной цивилизации к цивилизации, ориентированной преимущественно на человека – не только как на социального субъекта, но как носителя смыслообразующего фактора бытия как чувствилища свободы.

Человек не только сопричастен миру, не только произволен от него, но и ответствен за него, за его будущее, поскольку живет в нем, творит в нем. Призвание человека в одном – прожить жизнь. Но жизнь не дана ему полностью готовой. Человеку даны только возможности, перспективы, опираясь на которые он строит свою жизнь сам. Его жизнь за него не проживет никто, она есть дело его выбора. И чем шире понимание человеком своих возможностей и границ этих возможностей, тем ответственнее его выбор, тем острее переживание им свободы своей воли.

Философия личности прошла сложный путь: трансцендентальный субъект (Декарт), его схематизм (Кант, Фихте), интенциональность сознания и символические формы бытия (Кассирер, Гуссерль), сознание как оплотняющий диалог с Другим, в том числе – бессознательным (Бубер, Бахтин, Левинас, фрейдизм), человек как совокупность общественных отношений (марксизм), как "человек и его обстоятельства" (Ортега-и-Гассет), как символическое тело (постструктурализм). К порогу тысячелетий человек оказался перенасыщенным, перегруженным качествами, и на первый план вышла необходимость перехода от структурных описаний к выявлению механизма динамики свободы от трансцендентального к социальному. Поэтому философия на пороге нового столетия и тысячелетия раскрывается преимущественно как персонология, вбирающая в себя как философскую антропологию и культурологию, так и традиционную метафизику.

Политическим субъектом (актором) личность делают три упоминавшихся фактора: социальная природа личности; сознание; свобода и ответственность. Так же как собственно личность, политический субъект – феномен исторический, и его границы подвижны в зависимости от исторической эпохи и от ракурса рассмотрения. Границы политического субъекта, как и у личности, совпадают с границами вменяемости.

Современный политический субъект – это Я сознательное, свободное и ответственное, т.е. это Я правоспособное, способное взять на себя причину, обязательства по компенсации нарушенной гармонии (баланса). Вменяемость политического субъекта означает наличие у него рациональной мотивации и способности отвечать за возможные последствия. Это, в свою очередь, предполагает у него психические способности: говорить (думать), действовать, интерпретировать (объяснять, рассказывать). Способность к интерпретации играет важнейшую роль. Она связана с пониманием собственной мотивации, причин и следствий, сводить их, увязывать, раскрывая смысл происходящего. По мнению П. Рикера, именно способность интерпретировать и рассказывать, т.е. доносить до других рациональность своей мотивации и результатов своих действий, представляет собой сущность субъекта как актора: его собственная идентичность носит нарративную природу. Идентичность личности не есть идентичность вещей, она включает в себя память, проявляющуюся в нарративе – увязывании фактов, событий в некоторую целостную временную последовательность (историю, в том числе историю жизни).

Таким образом, сфера политического как сфера формирования и действия политических субъектов (акторов) включает: самих субъектов, прежде всего их сознание; мораль (неформальные институты); право (формальные институты, включая государство). Эти компоненты образуют не только некую структуру, но и целостную систему взаимоподдерживающих и взаимостимулирующих взаимодействий (табл. 6.1).

Таблица 6.1

ОГЛАВЛЕНИЕ политического (формирование вменяемого политического субъекта)

Стадии/Уровни

Сознание

Действие, поступок

Вменение моральное

Вменение правовое

Источники

Я-Другой Третий = справедливый суд, оценка

Я-способный (намерения, возможности, воля). Роль оценки

Общество как система играния ролей по правилам. Нормы, образцы

Институты, власть, государство, авторитет (Отец, Судья, Господин, Вождь)

Средство

Память, нарратив

Идентификация (этническая, статусная, ролевая, проектная)

Похвала, наказание, честь, стыд, смех

Восстановление гармонии: наказание, помилование

Результат

Самосознание, позиция, задающая смысл

Личность

Самосознание, точка сборки свободы и ответственности, совесть, чувство гармонии

Правосознание, гражданин, целостная и непререкаемая социальность

Дисциплины

Психология

Психология

Мораль

Право

Формирование самосознания ("гружение" вменяемостью)

Проявление института справедливости

Экспансия политических практик

Политические концепции

Трансцендентальный идеализм

Конструктивизм

Коммунитаризм

Либерализм, утилитаризм

Политическая культура как система порождения, воспроизводства и развития социума и власти

Институты включают в себя не только нормы, но и практики контроля за их соблюдением, соответствующие санкции. Тем самым они порождают вменяемость индивидов. В свою очередь стремления, возможности политических субъектов стимулируют развитие институциональной среды. Это взаимодействие формирует политическую культуру как систему порождения, воспроизводства политического опыта, а значит, и власти и социума как такового.