Лекция II. Политическая онтология
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать об основных особенностях новой постклассической картины мира XXI в., об информационных ресурсах политической власти, новом политическом конфликте информационного общества;
• уметь оперировать понятиями "информационная революция", "новая постклассическая картина мира", "постклассические политические акторы", "общество сетевых структур";
• владеть представлениями о современной научной картине политического мира и актуальных проблемах политической философии.
Во времена зодчества мысль превращалась в каменную громаду и властно завладевала определенным веком и определенным пространством. Ныне же она превращается в стаю птиц, разлетающихся на все четыре стороны, и занимает все точки во времени и пространстве...
Разрушить можно любую массу, но как искоренить то, что вездесуще?
Виктор Гюго
Информационный взрыв и институциональный кризис
Начало информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в политической картине мира, которые носят ярко выраженный постклассический характер. Информационная революция разворачивается в современном обществе как процесс радикальных изменений, вызванных информационными технологиями. Политическая система, основанная на развитии институтов и политических норм, сегодня испытывает колоссальное давление со стороны глобальных сетей богатства, информации и могущества. В виртуальном информационном пространстве, где каждое явление становится многозначным, происходит разрыв между политикой представительства и политикой информационного вмешательства, что неминуемо приводит к кризису легитимности всех прежних институтов политической власти. На наших глазах политическое пространство начинает формироваться по новым правилам и принципам политической игры, которые диктуют законы информационной революции.
Между тем наше политическое зрение так привыкло к сакраментальным политическим организациям: к трем ветвям политической власти, к государственным структурам, к ярким знаменам и лозунгам политических партий, – что мы испытываем вполне понятное чувство растерянности перед виртуальными формами политической борьбы, натиском информационной агрессии, стремительно расширяющимся миром символов. Для российских политологов главный парадокс современной ситуации состоит в том, что именно сейчас, когда в нашей стране наконец начали развиваться и набирать силу институты политической демократии, они перестали играть главную роль в политическом мире. Трагедия и фарс современности заключены в развитии парадоксальной тенденции информационного общества: чем современнее становится общество, тем большее значение в нем придается не институтам и нормам, а самим действующим лицам и их имиджам, причем на виртуальной политической сцене.
Как подчеркивает в одной из своих последних книг "Способны ли мы жить вместе? Равные и различные" (1997) французский политолог Ален Турен, самой яркой чертой современности является ослабление традиционного социально-политического поля[1].
Биографическая справка
Ален Турен (р. 1925), французский философ и социолог, теоретик постиндустриального общества, преподает в университете Нантера, руководит Центром исследования социальных движений в Высшей практической школе; редактор журнала "Социология труда". Сфера исследований Турена – социология труда, методология социального познания, изучение индустриального и постиндустриального общества, социальных движений. Основные работы – "Социология действия" (1965), "Постиндустриальное общество" (1969), "После социализма" (1980) и др.
Действительно, картина политической жизни, которую дает классическая политология, сегодня представляется абстрактной и весьма далекой от наблюдаемой политической реальности. Где можно обнаружить политические ценности, превращающиеся в политические нормы, и политические нормы, создающие политические системы, формы власти и политические статусы? И самое главное – где политический субъект, формирующийся согласно классической модели, принимающий те или иные политические роли и завоевывающий политические права?
Во многом постклассический субъект политики формируется сегодня не в рамках политической системы, а вне ее и вопреки ей – в неравной борьбе с политическими структурами и силами рынка. Как остроумно замечает А. Турен, современный политический актор уже не стремится создать идеальное государство, идеальный политический строй: "он осваивает и защищает лужайку, которую постоянно пытаются захватить"[2]. Человек политический сегодня скорее обороняется, чем участвует в борьбе, скорее защищается, чем пророчествует. Другими словами, он – сила освобождения, а не архитектор политического порядка.