Политическая модель принятия решений
Третья модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать или какую линию поведения выбрать. Во многих организациях в процессе принятия решений участвует большое число менеджеров. Каждый из них преследует определенные цели, всем им приходится обмениваться информацией и в конечном итоге приходить к консенсусу. Когда менеджерам предстоит принять сложное организационное решение, создается коалиция, которая представляет собой неформальный альянс между разделяющими определенные цели менеджерами. Иными словами, менеджер, отстаивающий определенный вариант управленческого решения (например, поглощение компании-конкурента, с целью обеспечения роста), ведет неформальное общение с другими руководителями, убеждая их выступить "единым фронтом". В случае неоднозначности возможных результатов решения менеджеры добиваются поддержки путем дискуссий, переговоров и сделок. В противном случае имеющие достаточный вес в организации менеджер или группа могут разрушить вынашиваемые коалицией планы. Создание коалиций позволяет инициативным менеджерам внести свой вклад в процесс принятия решений и добиться принятия предлагаемого ими варианта.
Политическая модель наиболее близка к реальным условиям, в которых работают менеджеры и все прочие принимающие решения лица: решения сложны и требуют участия многих людей, информация зачастую не позволяет прийти к однозначным выводам, а несогласие и даже конфликт относительно решения проблемы является привычным явлением. Политическая модель основана на четырех предположениях.
1. Организации состоят из имеющих различные интересы, цели и ценности групп. Менеджеры по-разному определяют приоритетность проблем, разделяя цели и интересы коллег или выражая несогласие с ними.
2. Информация является неопределенной и неполной. Рациональное поведение лимитировано сложностью многих проблем, а также личными и организационными ограничениями.
3. Менеджеры не обладают необходимыми для идентификации всех составляющих проблемы и обработки всей значимой информации временем, ресурсами или ментальными способностями. Для сбора информации и уменьшения неопределенности менеджеры общаются друг с другом, обмениваются мнениями.
4. Цели и альтернативы вырабатываются в ходе дебатов. Решения являются результатом дискуссий и "переговоров" между членами коалиций.
В табл. 12.2 представлены основные характеристики классической, административной и политической моделей принятия решений. Исследования показывают, что рациональные) "классически" принятые решения характерны для организаций, работающих в стабильных условиях. Административный и политический подходы, а также интуиция в большей степени адекватны турбулентной внешней среде, когда решения принимаются быстро, в условиях высокой неопределенности.
Таблица 12.2. Сравнительные характеристики классической, административной и политической моделей принятия решений
Большое значение для понимания природы и особенностей процессов принятия решений в организациях представляет изучение работ ведущих специалистов в области менеджмента, экономики, социологии, психологии и других научных направлений, повлиявших на становление современной теории принятия решений.
Многие ученые прошлого и настоящего внесли заметный вклад в решение этой задачи, однако среди них выделяются такие представители западной школы менеджмента, как Г. Саймон, Дж. Марч, Ч. Линдблом, В. Врум, М. Круазье, которые вместе со своими коллегами в течение долгого времени целенаправленно исследовали процессы принятия решений в организациях и разработали для их описания множество оригинальных моделей, оказавших значительное влияние на развитие менеджмента и ставших впоследствии "азбукой" теории управления. Хотя эти модели не бесспорны, их изучение крайне полезно и даже необходимо для профессионального становления менеджера.