Лекция 2. Политическая культура, социальные институты и социальные порядки

Наиболее развитой формой норм являются институты — не просто нормы и правила, но и механизм контроля их исполнения, а также санкций к нарушителям, отклоняющихся от нормы. Институты могут быть неформальными, реализуемыми на основе традиций, привычек ("как принято"), или формальными, вплоть до писаных нормативов, законов и суда как механизма восстановления нарушенной нормы и справедливости, а также системы санкций, вплоть до лишения свободы, а то и жизни.

Первичными социальными институтами выступает система ограничений и запретов (табу).

В Священном писании человеческая история начинается с Завета и его нарушения. Недаром практически все священные тексты, образующие смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ традиционных культур уделяют столь повышенное внимание нарушениям Запрета, а также раскаявшимся грешникам. Осознанное нарушение правила, завета и осознанное возвращение к правильному пути есть особо значимый сознательный выбор правила, нормы, добра. Это не действие в силу неосознанной привычки, а именно сознательный выбор.

Социальные институты в политике даны не раз и навсегда, а проходят ряд этапов развития: возникновения, роста, "кристаллизации", а то и "выращивания".

Конкретизировать представление о динамике политических институтов можно с помощью понятия нормативно-ценностных систем деятельности как подсистем социальной практики. Нормативно-ценностные системы (далее — НЦС) определяются:

• во-первых, ценностным компонентом, который складывается из предмета, целей и средств деятельности;

• во-вторых, нормативным компонентом (правилами, регулирующими осуществление деятельности);

• в-третьих, способом организации коллективной деятельности социального субъекта, поскольку речь идет о системах социальной практической деятельности.

Именно НЦС выступают в качестве "социальной памяти", "исторической коллективной памяти", "надындивидуальной системой информации" и т.д. В процессе жизнедеятельности человек участвует в самых различных НЦС. Практически вся социально-практическая деятельность может быть представлена как совокупность НЦС в сфере производства, быта, отдыха, науки и т.д. Важнейшую роль играют НЦС политики, поскольку их функцией является обеспечение целостности и успешного развития не только их самих, но и общества в целом.

Основные блоки НЦС социальной культуры можно представить, воспользовавшись их систематизациями, предложенными Л. Болтански и А. Тевенем, назвавшими такие блоки "градами", а также систематизацией М. Уолцера (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Основные блоки нормативно-ценностных систем социальной культуры

Нормативно-ценностные системы

Л. Болтански и А. Тевень

М. Уолцер

Экономика, промышленность

"Град индустрии": производство пользы

Промышленность

Рынок

"Град торговли": обмен и конкуренция

Товарообмен, деньги

Социальные коммуникации, СМИ

"Град мнения: репутации, известность, реноме

Коммуникация

Творчество: искусство, наука, религия

"Град вдохновения": величие личности, подтверждаемое благодатью, даром небесным, чувством

Божественная благодать

Свободное время

"Град дома": семья, домочадцы, ценности верности, преданности, почтительности

Свободное время

Политика

"Град гражданства": подчинение личности общему закону, правилам общественного договора

Политическая власть

Каждый из указанных блоков НЦС связан со своими ценностями и нормами. В каждом из них своя мораль, а то и специальное право, а значит — и своя справедливость. Но политика и политическая культура — это не только отдельная специфическая НЦС, но и НЦС, объединяющая другие в целостную систему социума.

Понятие НЦС позволяет преодолеть "дилемму" феноменологизма (психологизма) и трансцендентализма, концептуализма и менеджеризма в динамике политических институтов. В НЦС сопрягаются функционально-деятельностные, идеологические и социальные (организационные и личностные) факторы формирования и развития политической сферы. НЦС формируются, дифференцируются и специализируются по мере развития цивилизации и специализации видов деятельности.

Особый интерес представляет рассмотрение социальной организации НЦС как общностей людей. Они могут иметь формальную (определенную закрепленными функциями и связями, правами и обязанностями, инструкциями, отношениями координации и субординации, средствами контроля и стимулирования) и неформальную (основанную на межличностных взаимоотношениях) организационную сторону деятельности.

При рассмотрении НЦС под этим углом зрения выявляется динамика развития форм организации НЦС, каждая из которых проходит путь от нерегулярной случайной общности людей (типа "тусовки") до формирования социальных институтов, являющихся наиболее развитой формой организации НЦС. Характерными чертами социальных институтов является то, что:

• они возникают на стадии достаточно дифференцированной общественной практики, когда на основе разделения труда выделяются НЦС, связанные с достижением социально-значимых целей;

• в этих НЦС доминирует формальная сторона организации, закрепленная в специальных положениях, уставах и т.д., регламентирующих функционирование систем;

• функционирование таких систем обусловлено сложившимися экономическими, правовыми социальными отношениями.

Первопричина динамики и дифференциации НЦС социальной практики разделение и специализация этой практики, обусловленные развитием цивилизации. Можно предположить, что НЦС социальной практики развились из единой системы духовно-практической деятельности, синкретично совмещающей различные функции (от магических до хозяйственных). НЦС ремесел, науки, искусства и т.д. дифференцировались и специализировались постепенно, по мере развития цивилизации и специализации видов деятельности. Это выражалось в выделении отдельных функций в самостоятельные виды деятельности, профессиональном закреплении людей за ними, соответствующих изменениях в системе образования и воспитания. Таким образом, возникают стили поведения, мотивированные изнутри, а не санкционированные извне.

Будучи целевыми общностями НЦС объединяют людей в формальные и неформальные организации с целью определенной практической деятельности. Предпосылкой и условием успеха этой деятельности является относительно единый способ осмысления действительности всеми ее участниками. Смысловой аспект институционализации НЦС выражается в некотором нормативном понимании, которое определяет общность не только цели деятельности, но и восприятия предмета деятельности, его анализа и т.п. Когерентное понимание (осмысление) наличествует в любой НЦС. Различия заключаются только в форме и степени его выраженности. Это может быть и простая общность психологической установки, и не вербализуемое знание, и формальная экспликация в виде учебников, манифестов, положений, программ. Когерентное понимание задается общностью целей, предмета и правил деятельности.

В связи с этим особое внимание заслуживает роль языка — специфической НЦС, реализующейся в целях обслуживания других НЦС, в том числе и самого себя. Язык — суть социальная деятельность по поводу общения. Мы имеем в виду не только цели адекватной передачи мысли (довольно часто языковая практика преследует цель сокрытия, а то и искажения мысли), но и эффективное воздействие на других людей. Хотя он и является относительно независимой и самостоятельной НЦС, язык (речь и письмо) не самоцель, а средство, используемое в различных видах деятельности. Взятые сами по себе и для себя язык и речь бессмысленны. Они "встроены" фактически в каждую НЦС социальной практики, реализуя в них возможность общения. В связи с этим язык оказывается как бы путеводителем по совокупной системе НЦС, по миру определенной культуры. Без знакомства с определенным языком невозможно вхождение ни в национальную, ни в профессиональную, ни в возрастную и тому подобные культуры.

Взятая как процесс в единстве смыслового и социально-организационного аспектов идей, динамика их институционализации предстает осуществляемой в несколько стадий.

1. Стадия выработки нового осмысления. Характеризуется минимальной степенью организации. Коммуникация участников носит спорадически случайный и во многом личностно-доверительный характер.

2. Стадия выработки когерентного понимания (коалиция). Характеризуется несколько большей устойчивостью связей и отношений между специалистами, которые начинают объединять себя в группу единомышленников. Подобная избирательность в общении "уплотняет" коммуникацию, хотя само общение носит слабо регламентированный характер — типа "тусовки".

3. Стадия парадигмы. Общение начинает носить систематический характер (семинаров, конференций, переписки, обмена научными материалами на ранних стадиях (рукописи, препринты, заявки)). Делаются попытки выработать программные материалы, пробиться в СМИ. Выдвигаются лидеры мнений. В наше время особую роль играют информационные технологии web 2.0 и 3.0 (сетевые сообщества, wild и т.п.).

4. Стадия сплоченной группы (ассоциации). На этой стадии когерентное понимание уже фиксируется участниками деятельности в явной форме программного заявления. Коммуникация становится все более ограниченной рамками группы, в которой выделяются признанные лидеры, между которыми может существовать разделение сфер влияния. Лидер выступает центром, вокруг которого формируется группа. Именно он обычно выступает с программным заявлением, обеспечивает селекцию и интерпретацию информации. Важным моментом на этой стадии являются успех и социальное признание. Они свидетельствуют о развитии группы и обеспечивают социальный престиж (имидж) ее деятельности, а значит и постоянный приток сторонников. Их привлечение достигается обычно с помощью пропагандистской и популяризаторской деятельности, public relations, осуществляемых обычно либо самим лидером, либо под его контролем. Этой цели могут служить СМИ, Интернет, семинары, конференции. Нередко создаются специальные центры, школы, курсы подготовки. Явным становится отличие деятельности данной группы от материнской НЦС: группа становится либо элитарной, ведущей в материнской НЦС, либо "мятежной", отвергающей ортодоксальные установки. Причем во втором случае деятельность группы может оказаться либо тупиковой, либо дать начало новой традиции. По некоторым оценкам для "прорыва" старой традиции необходима группа около 20 человек, а для создания новой традиции, движения — от 500 до 1000 человек.

5. Стадия формализации. На этой стадии в НДС фиксируется формальная организационная структура. НЦС становится юридическим лицом, проходит регистрацию, обеспечивает финансирование, трудоустройство функционеров, стимулирование деятельности профессионалов, формируется писаный кодекс поведения (устав, положения, должностные инструкции). Вся прогрессирующая рутинизация деятельности зачастую приводит к формированию в ее недрах нового смыслового сдвига, развитие которого может вызвать дальнейшую дивергенцию системы, формирование фракции, отделение нового движения.

Процесс институционализации идеи и соответствующих НЦС, взятых в единстве смыслового и социально-организационного аспектов, можно представить в виде схемы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Процесс институционализации идеи и соответствующих нормативно-ценностных систем

Совсем необязательно, чтобы каждая НЦС проходила все указанные стадии институционализации. Возможна стагнация па каждой из указанных стадий. Далеко не каждой НЦС удается развиться даже в стадию сплоченной группы, не говоря уже о наиболее развитой стадии формального социального института. Роль смыслового и социально-организационного аспектов институционализации в их динамике различна. На первых этапах ведущую роль играет смысловой, неформальный аспект, на поздних — формальный. Формирование направлений, движений, партий, школ осуществляется зачастую на начальных этапах так называемыми "маргиналами", "фанатиками-неудачниками", дилетантами — там где нет дисциплины, специальности, не может быть и специалиста в строгом смысле слова. Однако раз возникшее осмысление неизбежно вызовет те или иные формы социальной организации лиц его разделяющих — вплоть до в той или иной степени "борьбы за чистоту рядов". Разумеется, возможна ситуация, когда достаточно развитый организационный аппарат объединяет людей, не разделяющих единое осмысление, но это лишь будет свидетельством того, что у истоков такой социальной организации некогда стояло когерентное осмысление "отцов-основателей".

Смысловой и социально-организационный аспекты институционализации НЦС выражают различные стадии зрелости и становления деятельности, лежащей в основе социальных значений, причем стадии, реализующие все смысловые уровни социального опыта. Поэтому институционализированные формы осмысления, рутинизированные в некоторые профессии, специальности и дисциплины, представляют собой отлившиеся в институционные формы социальной организации виды осмысления. С этой точки зрения каждая политическая идея, научное понятие — это интеллектуальный зародыш политического или научно-исследовательского института, а последние суть институционализированные понятия.

Развитие идей предстает динамикой НЦС от идей на уровне личностного осмысления к формированию до полной институционализации программы социальной деятельности, лежащей в ее основе. Тем самым в формировании и развитии социальных политических институтов теснейшим образом оказываются взаимосвязанными не только идейный и социологический, но и персонологический, этический и организационный компоненты.