Лекция 5. Политическая культура

Мы живем в мире всеобщей политизации. Это общепризнанный факт. Нередко беседа, обсуждение, дискуссия по любой теме, желаем мы того или нет, вольно или невольно приобретают политическое звучание. Когда атмосфера дискуссии накаляется и кто-нибудь из участников переходит на повышенный тон, его упрекают в том, что у него нет политической культуры. Ее нередко отождествляют с образованностью, полагая, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Иногда можно слышать и такие оценки: у того-то низкий уровень политической культуры, а у того-то – высокий. Политическую культуру часто путают с политическим поведением.

Политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Современная концепция политической культуры

Теория политической культуры дополняет теорию политической системы общества. Эта теория основана на утверждении, что решение всех проблем политической жизни зависит от соответствия системы политических институтов любой страны политическим качествам и политическим традициям ее населения. Для эффективного функционирования и своевременного изменения этих институтов необходимо не простое, а компетентное (от лат. competens – надлежащий, соответствующий) участие в политической жизни. Теория политической культуры сменила теорию политической активности, господствовавшую в общественных пауках до середины XX столетия.

Традиционно считалось, что активность масс является основным источником возникновения и развития всяких систем, в том числе политических. На самом деле эта активность может носить и стихийный, разрушительный характер. Поэтому зачастую приходится ограничивать избыточную политическую активность людей, особенно тогда, когда они не понимают сути сложившейся ситуации, не владеют специальными знаниями и навыками, необходимыми как для замены одной системы власти другой, так и для выполнения различных политических функций. В процессе осмысления подобных фактов была разработана теория политической культуры (С. Верба, Л. Пай, Р. Такер и др.). Приоритет в создании этой теории принадлежит американскому политологу Габриэлю Алмонду (1911–2002), который впервые сформулировал свою концепцию и ввел в научный оборот самое понятие политической культуры еще в 1956 г. В развернутом виде его теория была изложена в совместной с политологом Сиднеем Вербой (р. 1932) работе "Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах", опубликованной в 1963 г.

Политическая культура является частью культуры социального действия, поэтому ее нужно рассматривать не только в политическом, но и культурологическом аспекте. В отечественной культурологии существует давняя традиция понимания культуры как "технологии деятельности", "способа деятельности". (М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Π. М. Китаев и др.). Под влиянием данного подхода в российской политологии сформировалось представление о культуре как "способе осуществления политической деятельности"[1]. В рамках этого понимания определенный, исторически обусловленный тип организации общества порождает определенный же тип культуры и соответствующий ему тип личности. Таким образом, культура – это не просто набор человеческих качеств, но и обусловленный этими качествами тип отношений между людьми. Она воплощается в характере не только социальных институтов, норм и ценностей, но и межличностных отношений. С этой точки зрения политическую культуру можно рассматривать как способ взаимодействия людей в сфере распределения и осуществления власти. С учетом этих методологических замечаний мы и будем анализировать современную концепцию политической культуры в ее неразрывной связи с классической теорией политической культуры.

Политическая культура как способ взаимодействия людей в сфере власти характеризуется отношениями между правящей частью населения (элитой) и неправящей (рядовыми гражданами), а также отношениями между людьми, входящими в эти части политического сообщества. Особое значение характер этих взаимоотношений приобретает в условиях ускоренной политической модернизации – преобразования автократической системы власти в демократическую. В данном случае судьба политической культуры в решающей степени зависит от сотрудничества представителей элиты и рядовых граждан, когда последние с помощью первых приобретают знания и навыки, необходимые для политического участия. Это свидетельство того, что гражданская политическая культура, наиболее соответствующая системе представительной демократии, являет собой тип отношений, складывающихся между людьми в процессе распределения и осуществления власти, а не только тип установок и тип поведения (рис. 14).

Гражданская культура включает как более древние ориентации (самоуправление и подчинение), которые возникли в традиционном (первобытном, античном и средневековом) обществе, так и новые ориентации (участие), возникшие в условиях современного (индустриального и постиндустриального) общества. Новые элементы культуры модифицируют старые, адаптируя их к изменившимся условиям жизни людей, сохраняя в наследии прошлых эпох то, что представляет ценность и сегодня. Отсюда разнородный характер элементов гражданской культуры, баланс активности и пассивности, согласия и разногласия, включенности и индифферентности, заинтересованности и аполитичности, приверженности и недоверия.

Важно также иметь в виду, что гражданская культура – не единственная разновидность демократической культуры. В прошлом существовали различные формы демократии и соответствующие им формы политической культуры. В ка-

Рис. 14. Особенности современной политической культуры

честве примера можно привести общинную демократию и культуру, а также сословную демократию и культуру. В современных условиях, наряду с представительной демократией и соответствующей ей гражданской культурой, существует "сообщественная демократия" (consociational democracy), или демократия соучастия (power-sharing)[2]. Данному типу демократии соответствует особый тип политической культуры, которую можно назвать культурой сотрудничества[3]. Подобного типа политическая культура обеспечивает стабильность и эффективность демократической политической системы в странах, население которых разделено по этническому, религиозному или региональному принципу. Здесь традиционная модель представительной демократии не может обеспечить согласование социальных интересов и эффективность управления. В то же время следует подчеркнуть, что демократия соучастия не заменяет, а дополняет представительную демократию, точно так же как культура сотрудничества не заменяет, а дополняет гражданскую культуру.

Политическая культура как часть культуры социального действия развивается по мере накопления исторического опыта. Периодическое самообновление культуры происходит не только в "новых", но и в "старых" демократических странах. Всякая культура основана на сочетании новых и традиционных элементов политического сознания и поведения людей. Именно это ее свойство позволяет обществу накапливать достижения и совершенствовать способность адаптации к изменениям окружающей среды. Поэтому проблема взаимодействия традиционных и новых элементов политической культуры существует во всех странах мира.