Политическая идеология: сущность, структура и функции
Политическая идеология представляет собой высший уровень политического сознания. "Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить"[1]. И наблюдаемая сегодня в той или иной форме массовая реакция отторжения идеологии – феномен по определению идеологический, отчасти отражающий социально-психологическую, экономическую, политическую специфику жизни современного общества. Но это по большому счету не конец эпохи идеологий, а скорее "смена сценариев и ролей, задающих иные стили и жанры представления". На сегодняшний день ощущается потребность в особом внимании к идеологическим процессам в обществе, к тем изменениям, трендам, которые имеют место, но пока латентны. Кроме того, слишком много накопилось проблем, которые не могут быть решены волевым способом, подразумевая направленное, интегрированное, сознательное участие народа. В связи с этим важность углубленного анализа идеологических явлений общественной жизни представляется очевидной.
Сегодня и теоретики, и практики признают, что идеология – одно из самых сложных и неоднозначных понятий и одна из самых дискуссионных проблем в истории социально-политической мысли и общественных наук. Существование различных подходов к определению понятия служит тому подтверждением. По мнению автора фундаментальной работы "Идеология" Т. Иглетона, который проанализировал более 20 определений понятия идеологии, ни одно из них нельзя признать адекватным.
Понятие "идеология" было введено в научный оборот в 1796 г. в докладе "Проект идеологии" А. Д. де Траси – лидером группы философов, получивших в дальнейшем название "идеологов". В этом докладе и в более позднем исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и др., тем самым заложив основы общей "теории идей", или науки об идеологии. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как один из основных элементов человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. Идеологии предназначалось стать основой разумного и справедливого устройства общества, изменить лицо мира. Однако идеология де Траси носила абстрактный характер, не учитывала интересы наций, классов, социальных групп, имела субъективно-идеалистическую методологическую основу. Отвлеченность "науки идеологии" от реальной жизни объясняется причиной методологического характера. Д. де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью.
Стремление создать новую науку об идеях – идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики – с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом – соотношение идеологии и науки, онтологическом – связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической[2].
В активный социально-политический оборот понятие "идеология" было введено основателями марксизма в XIX в. Заимствуя понятие идеологии у его создателей – "идеологов" XVIII в., К. Маркс использовал его для разоблачения притязаний на власть со стороны буржуазии, при этом он не возлагал надежд на идеологию как на источник общезначимых ценностей. Он раскрыл ее "мнимую всеобщность", которой она пытается прикрыть связь с интересами вполне определенных социальных групп, и сделал отсюда вывод о принципиальной неистинности идеологии, определив ее как "ложное сознание". Иллюзорное и идеологическое отражение действительности Маркс и Энгельс рассматривали как тождественные понятия. Но иллюзии – ложные и превращенные формы сознания – в определенных условиях могут быть упразднены. Разоблачению фетишистских форм сознания, в том числе идеологии как "ложного сознания", сопутствует уверенность в наличии истинного сознания (носителем которого будет выступать пролетариат), способного вытеснить не только ложные, но и превращенные его формы, а также присущие ему фетишизмы. Наука может лишь разоблачать иллюзорные мыслительные формы, но упразднены они могут быть лишь практически. Следовательно, идеология может быть адекватной по отношению к объективной действительности, но может быть и превратной, извращенной. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса содержится мысль о необходимости искать источник социальных идей, понимания исторического процесса в реальной жизни людей, их практической деятельности, материальных отношениях.
В работах исследователей более позднего времени идеология рассматривалась как сознание общества, мировоззрение, при этом указывалось на ее связь с потребностями и интересами людей. Например, П. Сорокин под идеологией общества понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, "мировоззрение", свойственные членам общества, переживаемые и мыслимые про себя и проявленные во вне словами, жестами, рисунками, письменными знаками и др. М. Вебер относил идеологию к области веры, отрицая ее научность. У А. Грамши дается более широкое толкование идеологии – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.
Оригинальный взгляд на сущность идеологии имел и немецкий исследователь теории идеологии первой половины XX в. Карл Манхейм. Он различал два значения понятия идеологии: первое он называл частичным, второе – тотальным. О понятии частичной идеологии говорится в тех случаях, когда это слово должно означать, что мы не верим определенным "идеям" и "представлениям противника", так как считаем их более или менее осознанным искажением фактов действительности, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам. Частичной противопоставляется понятие радикальной, тотальной идеологии. В этом случае речь идет об идеологии исторической эпохи или конкретной и социальной группы (например, класса): имеется в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или социальных групп. Таким образом, частичная и тотальная идеологии различаются и по субъекту – их носителю, и по объему, так как во втором случае под идеологией понимается мировоззрение[3].
Многообразие подходов к определению идеологии объективно и является отражением того, что идеология это сложный, многоуровневый и многофункциональный феномен, который принадлежит определенной культурно-исторической эпохе. В зависимости от конкретной ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его сущность. Именно это позволяет авторам вычленять те или иные ее стороны, которые представляются им наиболее значимыми. Таким образом, обобщая основные исследовательские подходы к определению идеологии, выделяются основные значения этого термина. Целостный же подход требует выявления родовой сущности идеологии, присущей любым ее проявлениям. В рамках такого подхода раскрываются коренные свойства идеологии, которые характеризуют ее способ бытия и функциональное предназначение. Учитывая это замечание, сущность идеологии определяется как групповое сознание, реализованное в системе теоретически обоснованных и эмоционально-психологически мотивированных идей, выражающих интересы, идеалы, ценности, цели определенных социальных общностей, политических организаций, наций, государств, цивилизационных сообществ, которые направляют их деятельность на сохранение или преобразование различным способом существующего общественного устройства. Идеология "охватывает нематериальные аспекты человеческого существования, связанные с субъективной сферой идей, ценностей и мировоззрений в человеческой истории"[4].
При более общем подходе идеология – это совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений, при этом основой идеологического отражения действительности выступают социальные интересы. В этом ракурсе идеология выступает как специфический процесс интерпретации опыта, идеалов, знаний, ценностей, традиций с целью общественного объединения людей, вовлечения их в социальную взаимосвязь. Этот процесс интерпретации социокультурно обусловлен, детерминируется социальными интересами и вместе с тем предстает в виде взаимодействующих традиций, идей, идеалов, их распространения в обществе. Следовательно, идеология – это и система теоретически организованных принципов, идей, ценностей, описывающих социальное положение индивида в обществе, и система нравственных, правовых, политических директив действия и организации общественной жизни.
Так как идеология представляет собой сложное системное образование, возможны разные подходы к ее структурированию. Структуру идеологии, если иметь в виду отражение в ней общественного бытия в целом, можно рассматривать в зависимости от того, какая сфера, сторона общества отражается, осмысливается и оценивается посредством идей. При таком подходе можно выделить политическую, правовую, экономическую, религиозную и другие формы идеологии, что соответствует формам общественного сознания, но не сводится к ним.
Что касается понятия политической идеологии, то оно употребляется для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики и относится к числу наиболее распространенных и важных форм идеологии. Эта приоритетная позиция обусловливается тем, что она затрагивает центральные проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий. И самое главное, состоит в том, что политическая идеология обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Таким образом, политическая идеология в целом включает в себя следующие основные структурные элементы. 1) связь с общей мировоззренческой системой эпохи; 2) программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы; 3) стратегию реализации программных установок; 4) пропаганду; 5) конкретные шаги по реализации программы.
Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, как правило, выделяют следующие уровни функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (экспертный), программно-политический (функциональный, пропагандистско-просветительный) и актуализированный (обыденный).
На первом уровне формулируются основные положения, политические теории, обосновываются идейные принципы, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.
На втором – теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги, формируя нормативную основу для принятия политических решений и стимулирования политического поведения граждан. На этом уровне идеология становится политической пропагандой – проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.
Третий уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Можно даже говорить о том, что актуализированный уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая такими побочными явлениями, как "идеологические диверсии" и "идеологические инсинуации" (И. Ильин).
Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии становится важнейшей составной частью "стиля агрегации интересов" (Г. Алмонд и Г. Пауэлл). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах.
Вывод о том, что идеология для людей и общества необходима, выступая в качестве "идеальной системы", "схематического образца социального порядка", предполагает выяснение ее функций.
Гносеологическая (или когнитивная) функция выражается в том, что на основе систематизации знаний, полученных в различных сферах и с учетом опыта различных социальных групп, создастся та или иная модель мира и места человека в нем.
Оценочная (аксиологическая) функция – заключается в том, что на основе социальных интересов вырабатывается отношение к различного рода ценностям и нормам поведения.
Программно-целевая функция состоит в том, что идеология "намечает", определяет цели, разрабатывает программы их достижения, регламентируя и задавая субъекту норму социального поведения (а заодно и его мотивы), систему политических ориентаций, определенный социальный, нравственный и эстетический образец, с которыми он соизмеряет стоящие перед ним задачи и преследуемые им цели.
Интегративная функция идеологии проявляется в сплочении людей, усилении солидарности, готовности к согласованным действиям. При этом объединение людей происходит как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе целей противоборства и конфронтации.
Воспитательная функция: идеология обладает существенным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, способствует формированию и развитию политической культуры граждан.
Данный список функций не претендует на закрытость, он, безусловно, относителен. Тем не менее можно указать универсальную функцию идеологии – выработка языка социальной жизни, без которого немыслимы ее целостность, "разумность" в решении многих проблем, затрагивающих интересы граждан. Идеология выступает как система взаимодействующих символов и структура взаимовлияющих смыслов. Вне языка идеологии не произойдет артикуляции социальных интересов и признания всеобщих целей. То есть идеология – это метапроект, программная среда, обеспечивающая развитие. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реалии в конкретных общественно-исторических условиях. Таким образом, идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отношений, выполняя не только функцию легитимации власти, но и выступая в качестве основы и ресурса власти. Что касается последнего, то в этом отношении идеологии нет равных – "исчерпаем", "конечен" практически любой ресурс: материальный, экономический, военный, административный, но идеологический ресурс, как правило, неисчерпаем.
Несмотря на полифункциональность, история обнаружила несостоятельность претензий какой-то одной единственной идеологии на исключительность и научность, но это отнюдь не свидетельствует о несовместимости идеологии и науки. Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических основаниях, используя рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки ее характеризует направленность не на познание истины, а на достижение определенных целей, соответствующих интересам определенных социальных групп.
Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно строится на допущениях и оценках. Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, установленных и проверенных наукой. Идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.
Таким образом, идеология не нацелена на получение "чистого знания", выявление "объективного состояния вещей" и потому, строго говоря, не имеет права претендовать на объективность и истинность. Наука в отличие от идеологии в постижении истины опирается на разнообразные исследовательские методы и методики, которые в отличие от здравого смысла идеологии позволяют многократно и с разных сторон проверять надежность полученных результатов. Идеология же субъективна по природе, по своей функциональной заданности. Она внедряется в массовое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель – способствовать утверждению, укреплению или, наоборот, изменению некоторой системы экономических, политических и иных отношений.
Немаловажное значение имеет и то, что любой исследователь в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соответственно, не может быть полностью свободным от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке политических реалий. Здесь вопрос состоит в степени и масштабах такой тенденциозности.
Признавая принципиальные различия между идеологией и наукой, а также то, что они автономны, обладают различными функциями и не могут быть тождественными, тем не менее следует признать, что плодотворный диалог и взаимодействие между наукой и идеологией не просто возможны, но и необходимы. Наличие плюрализма идеологий, их состязательность – одно из условий того, что борющиеся идеологии будут "прибегать" за советами и рекомендациями к науке. В частности, Ф. Д. Рузвельт был первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии ведущих ученых нации, представителей общественных наук. Именно представители науки должны осуществлять экспертизу идеологических программ.
Таким образом, не корректно утверждать, что между идеологией и наукой проходит жесткая демаркационная линия и между ними не могут существовать точки соприкосновения.
В заключение следует отметить, что устойчивые формы идеологии, их прогрессивность или реакционность, свойство идеологии выражать реальные или иллюзорные ситуации и интересы в других, не идеологических сферах жизни общества (культуре, экономике, науке и др.) являются основой развития самой идеологии и ее отношений с другими системами и прежде всего с политикой.