Лекция 22. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И МЕТАМОРФОЗЫ
В современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов, немыслима без идеологии. С самого своего возникновения государственная власть, связанные с ней формы правления и проводимый власть имущими политический курс нуждались в обосновании и оправдании. Идеология – не важно, как она называлась в разные исторические эпохи – была призвана выполнить эту задачу. Поэтому естественно, что значимое место в политической науке занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие называют веком идеологии, поскольку весь он прошел под знаком бескомпромиссной войны различных идеологических систем.
Еще Ф. Ницше предупреждал, что XX в. станет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим, с той лишь разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были заменены идеологическим измерением, идеологические принципы взяли верх над философскими, в том числе политико-философскими.
Однако конец века ознаменовался дискуссиями и спорами о статусе, роли и перспективах идеологии в современном мире. Тон и направление этим спорам и дискуссиям давали те представители интеллектуальной и политической элиты, которые заявили об окончательной победе западной демократии и, соответственно, превращении идеологии в реликт прошлого. Реалии начала XXI в. показывают, что рассуждения о смерти идеологии и потере ею роли важнейшего фактора политической жизни оказались преждевременными.
Происхождение и институционализация понятия "идеология"
По-видимому, называя XX столетие "веком идеологии", мы допускаем определенное упрощение ситуации. Дело в том, что господствовавшие в тот период основные идейно-политические течения – либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, национал-социализм и т.д. – функционально выполняли, в сущности, ту же роль, что и великие религиозные системы – православие, католицизм, протестантизм, ислам и др. – в прошлом.
Термин "идеология" происходит от греческих слов idea – "идея, представление" и logos – "слово, учение".
Тема идеологии и само понятие "идеология" в самом начале XIX в. были введены в круг исследований формировавшихся социальных и гуманитарных дисциплин во Франции французским философом, политиком и экономистом А. Дестютом де Траси. Обоснованию своей позиции он посвятил четырехтомный труд "Элементы идеологии" (1801 – 1815). Д. де Траси и его единомышленники – П. Кабанис, К. Вольней, П. Ларомигьер и др. – рассматривали идеологию как научную дисциплину, призванную изучать идеи, их происхождение, природу, законы, предназначение. Под названием "идеология" они пытались объединить весь комплекс тем и проблем, изучаемых традиционной философией. Другими словами, идеология рассматривалась в качестве теории познания.
У определенной части интеллектуальной элиты сложилось отрицательное отношение к идеологии. Ее приверженцев резко критиковали и иронически называли "идеологами", вкладывая в это понятие уничижительный смысл. Показательно, что Наполеон Бонапарт рассматривал идеологию как совокупность идей, оторванных от реальной жизни и способных нанести огромный вред обществу. Он называл ее "опасной метафизикой".
С рассматриваемой здесь точки зрения особый интерес представляет трактовка идеологии, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом и получившая дальнейшее развитие у их последователей. Именно их трактовка утвердилась в общественных и гуманитарных науках сначала на Западе, а постепенно и во всем мире.
Так, в совместном труде "Немецкая идеология" (1845–1846) классики марксизма характеризовали идеологию как "воображение" и "представление" "определенных людей о своей действительной практике, [которая ] превращается в единственно определяющую и активную силу, которая господствует над практикой этих людей и определяет ее"[1].
Ф. Энгельс в одном из поздних писем называл идеологию "ложным сознанием"[2]. Маркс называл ее не "ложью", не "ложным сознанием", а "иллюзией", противопоставляемой "реальности", которая сама порождает эту иллюзию. Получается, что идеология представляет собой иллюзорное представление о реальности. Иногда Маркс говорил об идеологии как о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании.
Если идеология является иллюзорным сознанием или иллюзорной частью сознания, то в качестве антипода ей была названа наука. Конкретизируя эту мысль, Маркс говорил: "Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории". По его мнению, "почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от нее. Сама идеология есть только одна из сторон этой истории"[3]. В конечном счете К. Маркс пришел к выводу, что идеология представляет собой один из важных элементов общественного сознания, прежде всего политического сознания, надстройки.
Основываясь на марксистском положении о классовом характере общества, В. И. Ленин ввел в оборот понятие "научная идеология". В таком или несколько модифицированном виде идеология как интегральная составляющая политики государства, социально- политических сил и движений, политических организаций в XX в. получила признание почти во всех странах.
В лексиконе политических и государственных деятелей, научной и публицистической литературе общепринятыми стали такие понятия, как "буржуазная идеология", "марксистская идеология", "господствующая идеология", "идеология правящего класса", "идеология рабочего класса" и т.д. Весьма солидные авторы писали книги и статьи о "конце идеологии", за которыми последовали кампании с требованиями о "реидеологизации политики".
Все более становилось очевидным, что мир политического имеет идеологическое измерение, проявляющееся, в частности, в приверженности как политических деятелей, так и отчасти их избирателей к тому или иному течению идеологии или идейно-политической мысли. В той или иной форме и степени они, желая того или нет, оказались подвержены влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий, а значит, не могли быть полностью свободны от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий.
Поэтому мы и говорим, что тот или иной политик, государственный деятель, представитель той или иной партии, движения, объединения по своим ориентациям, симпатиям и антипатиям является консерватором, либералом, социал-демократом, марксистом, радикалом и т.д. Весь вопрос состоит в степени и масштабах такой ангажированности и тенденциозности.