Политическая география – наука о территориальных политических системах
Политическая география, используя разнообразные методы, исследует прежде всего свои главные объекты – территориально-политические системы (ТПС), представляющие собой территориальные (пространственные) сочетания взаимосвязанных компонентов общественно-политической жизни страны. В основе анализа ТПС – изучение политико-территориальной организации общества в пределах государственной территории страны. Речь идет об исследовании преимущественно трех пространственных структур: 1) политико-территориального устройства; 2) политических сил, организаций, институтов; 3) электорального поведения (политических симпатий) населения, которое находит отражение обычно в результатах выборов высших и местных органов власти и социологических опросов (исследований).
Таким образом, политическая география изучает территориальную расстановку общественных (классовых) и политических сил в пределах конкретной страны с обязательным учетом ее (расстановки) органической связи с разнообразными историческими, социально-экономическими, политическими, природными и прочими факторами.
Политическая география призвана раскрыть общую географическую картину политической жизни страны и причин, ее обусловливающих. Необходимо иметь в виду, что "территориальная организация общественного развития и политической жизни в регионах и странах различных типов и уровней социально-экономического развития самым существенным образом обусловлена генезисом хозяйства, населения и расселения".
В тех или иных странах соседствуют и переплетаются различные территориальные формы и социально-экономические типы использования территории, ведения хозяйства, расселения населения, его взаимоотношений со средой обитания, этнокультурные и этноконфессиональные отношения и другие специфические черты жизни, привязанные к "своим" территориям и нередко представляющие различные исторические эпохи. Все это так или иначе влияет на пространственную организацию ТПС.
Основополагающим в формировании и развитии ТПС является принцип территориальности – ведущий для всей географической науки. При этом каждая конкретная территория выступает и как арена жизнедеятельности человека (территориальной общности людей), в том числе его политической деятельности, и как своего рода ее "всеобщий ресурс".
Необходимый элемент территориально-политических систем, подлежащий специальному исследованию, – их политико-географическое положение (ПГП), т.е. положение по отношению к внешним данностям политического свойства, например положение страны или ее части, группы стран, региона мира по отношению к другим государствам и их группам как политическим единицам. Если физико-географическое положение определяется на физической карте, экономико-географическое – на экономической, то политико-географическое – на политической карте. Применяя к исследованию политико-географического положения методику изучения экономико-географического положения, разработанную и блестяще примененную И. М. Маергойзом, можно, очевидно, рассматривать следующие виды политико-географического положения: 1) макроположение – положение государства на политической карге относительно крупнейших стран и регионов, играющих ведущую роль в мировом развитии (например, относительно США, Западной Европы, Японии); 2) мезоположение – положение в данном регионе мира; 3) микроположение – отношение к непосредственным соседям.
Рассматриваются также: периферийное (окраинное) и глубинное, центральное и срединное ПГП; субконтинентальное, континентальное и межконтинентальное ПГП (применительно к таким территориальным объектам, как страна); соседское ПГП с исследованием степени соседства (территориальной смежности).
В новейших исследованиях все чаще используется понятие "геополитическое положение", которое хотя и трактуется по-разному, тем не менее означает международное положение страны или ее региона (а также региона мира) с позиций современного понимания геополитики, геостратегического развития.
Геополитическое положение рассматривают и как совокупность ноли- тико- и экономико-географического положений (со всеми компонентами последнего – транспортно-, рыночно-, эколого-, производственно- географическим и демогеографичсским положением).
Непременной составной частью интегральной оценки политико-географического положения государства и его ТПС в целом является анализ таких параметров государственной территории, как состав, конфигурация, глубина, компактность, включая оценку степени пограничности, а также политико-административных, в особенности государственных, границ.
Политико-административные границы имеют большое значение, влияя на все стороны жизни людей, но роль их неоднозначна. Так, с одной стороны, они как бы отталкивают производственные отрасли, ибо вблизи них формируются своеобразные зоны экономического затишья, которые можно использовать для рекреации, восстановления природного ландшафта, с другой стороны, они часто стимулируют экономическое развитие приграничных территорий, даже дают возможность создания межгосударственных территориально-производственных комплексов. Необходимо обращать внимание на различные виды сухопутных границ, морские рубежи государств, на соотношение государственных границ и национально-этнических рубежей.
Существенной в исследовании ТПС является группа вопросов, характеризующих население территории, в особенности его демографическую структуру и режим воспроизводства ("количество" населения), его "качество" (культурный и общеобразовательный уровень, подготовка кадров и т.п.). Социально-экономические, политические и этнокультурные характеристики народонаселения в большой степени определяют особенности развития ТПС. Необходим глубокий анализ, строгий и объективный учет этнического состава населения, его этнокультурных черт, степени сформированное™ нации, взаимосвязи этнических и экономических рубежей и границ, трудовых навыков и традиций населения, его религиозных убеждений, места армии, различных социальных групп в жизни той или иной страны.
Сильнейшим образом влияют на ТПС характер расселения, особенности его групповых форм, отношений в системе "город – деревня". Обычно ядром ТПС выступают города, особенно крупные и крупнейшие, играющие роль своеобразных фокусов, важнейших "нервных узлов" как социально- экономической, так и политической жизни страны.