Лекция 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ПЕРСОНОЛОГИЯ

В результате изучения материала данной главы студент будет:

знать

• основные подходы к проблеме антропогенеза;

• факторы, влияющие на становление личности как политического субъекта (актора);

• элементы структуры личности, механизмы и проблемы социализации;

• соотношение понятий идентичности и самосознания;

• основные типы человеческой активности и их ОГЛАВЛЕНИЕ;

• основные механизмы мотивации и ее оценки;

уметь

• использовать различные подходы к проблеме антропогенеза;

• объяснять отличия между идентичностью и самосознанием;

• анализировать влияние механизма мотивации на человечекую деятельность;

• применять полученные знания для построения собственных суждений при изучении различных процессов и явлений;

владеть

• основным терминологическим аппаратом в области политической философии;

• навыками анализа в области политической антропологии и персонологии;

• способностью формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Загадка человека: сознание и личность

От философии ждут ответов на главные вопросы бытия, стоящие за всем тем многообразием проблем, с которыми сталкивается человек. Круг этих вопросов связан с осмыслением человеком мира, себя самого, своего отношения к этому миру, другим людям и себе самому. Но тогда становится ясным, что вопросом всех вопросов является вопрос о человеке. Что он такое – венец творения или ошибка природы? Почему столь трагичны последствия развития человеческой цивилизации для окружающей природной среды? Какова природа человеческого разума и сознания? Может ли человек и как достичь согласия и гармонии с окружающим миром, другими людьми, самим собой?

С чисто биологической точки зрения все ясно. Человек это: тип – chordate (хордовые); подтип – vertebrata (позвоночные); класс – mammalia (млекопитающие); отряд – antropoides, или primates; подотряд – catarmha (наряду с узконосыми обезьянами); семейство – hominidae (все другие гоминиды вымерли); род – horno; вид – homo sapiens. Эти характеристики подтверждаются анатомией, биохимическими и физиологическими процессами в организме, структурой ДНК (с шимпанзе у человека 1,3% различий, тогда как с насекомоядными – 35%), данными палеонтологии, сравнительной эмбриологии, этологии, эмоциональной мимикой. По строению тела, внутренних органов, способу размножения он принадлежит животному миру и в этом мало чем отличается от прочих млекопитающих, особенно приматов. Это обстоятельство довольно широко используется в современной медицине при пересадке органов и тканей. И все же...

Согласно известному философскому анекдоту, однажды Платон радостно известил учеников, что определил человека, нашел его главные отличительные признаки: человек – это двуногое без перьев. Один из киников, услышав это, принес с базара ощипанного петуха и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот человек". Расстроенный Платон удалился и, появившись спустя несколько дней, объявил новое, уточненное, определение человека – это бесперое двуногое, с мягкой мочкой уха и плоскими ногтями. Шутки шутками, но это определение до сих пор является непревзойденным по своей "точности". Двуногость, отсутствие перьев, мягкая мочка уха и плоские ногти – признаки, которыми вместе не обладает ни одно живое существо, кроме человека. И вместе с тем очевидно, что это определение не касается главной человеческой особенности, игнорирует ее – речь идет о наличии у человека сознания, разума, способности к мышлению. Простая бесперая двуногость и пр., не будучи дополнены сознанием, сами по себе еще не гарантируют "человечности". Один из наиболее кошмарных сюжетов не только фольклора, фантастики, триллеров и прочих "страшилок", но и в жизни наиболее жуткая ситуация: биологически полноценный индивид, с виду совсем как человек, но начисто лишенный разума.

Все это говорит о несводимости человека к его биологической природе. Он явно выходит за рамки животного мира и даже противостоит ему: и в своей мыслительной способности как "человек разумный" (Homo sapiens), и в своей способности к преобразовательной деятельности как "человек производящий" (Homo faber). В объяснении внеприродной сущности человека выработано великое множество версий, в каждой из которых делается акцент на серьезных и важных обстоятельствах. Религиозная философия видит корень двойственности человека в его сопричастности к Богу. Фрейдизм рассматривает сознание как результат ограничения сексуальной энергии. Ницшеанство и философия жизни выводят сущность человека из воли к власти. Конфуцианство, марксизм – из системы общественных отношений. В обладании свободой видят сущность человека буддизм, даосизм, экзистенциализм. И каждая из трактовок будет интересной и важной, но каждый из перечисленных подходов оказывается частичным и не исчерпывает всей полноты проблемы.

Согласно современным научным данным, возникновение человека как биологического вида можно отнести примерно на два миллиона лет до нашей эры. А данные генетики показывают, что все многообразие человеческих рас имеет одно происхождение. Короче говоря, у всего современного человечества была одна праматерь. Оба этих научных факта (сроки возникновения и генетическое единство человечества) сами по себе ничего не доказывают, поскольку возможно их объяснение – как научное (эволюция видов), так и религиозное (сотворение), мифологическое или даже фантастическое (пришельцы).

Не менее сложно обстоит дело и с проблемой происхождения сознания и связанной с ней проблемой социализации человека, возникновения и развития человеческого общества и общественных (социальных) отношений. Широко распространенной является точка зрения, согласно которой основными факторами антропосоциогенеза являются труд, общение и речь, причем решающим обстоятельством оказывается именно труд как совместная производительная деятельность людей. Коротко говоря, "труд сделал из обезьяны человека". Согласно этой точке зрения, наиболее развитой в марксистской философии, занятия собирательством, охотой и примитивным земледелием вынуждали древних пралюдей к совместной деятельности, эффективность которой зависела от уровня ее организации, что в свою очередь предопределило возникновение членораздельной речи, языка как средства обеспечения коммуникации (общения) между людьми. Усложнение социально организованной деятельности, специализация и разделение труда обусловливали усложнение и развитие форм социальной коммуникации и, как следствие, сознания. Существуют, однако, и взгляды, не связывающие формирование и развитие сознания с трудовой деятельностью, как, например, концепция отечественного психолога и историка Б. Ф. Поршнева, связывающая антропосоциогенез с особенностями добывания пищи (биоценоза).

При всех различиях в объяснении происхождения человека, тем не менее, существуют неоспоримые обстоятельства условий человеческого существования. Жизнь ставит иногда жестокие, но очень убедительные эксперименты. Широко известны истории детей, похищенных в раннем младенчестве дикими животными (волками или обезьянами) и долгое время проведших в их окружении. Итог развития таких детей один – полноценными людьми, несмотря на интенсивные попытки их "очеловечивания", они так и не становились. Аналогична и судьба детей, которых по каким-то причинам растили в полном одиночестве вне нормального контакта с человеческим окружением. И наоборот, довольно многочисленны примеры, когда инвалиды, с детства ограниченные в возможности нормально видеть, слышать, передвигаться, становились полноценными членами общества.

Так, воспитанники интерната для слепоглухонемых в Сергиевом Посаде не только получают аттестаты о среднем образовании, успешно работают, создают семьи, но некоторые заканчивают вузы, защищают диссертации. Один из крупнейших астрофизиков современности англичанин С. Хокинг с ранних лет вследствие тяжелой неизлечимой болезни практически не может двигаться, говорить. Он общается с миром только с помощью двух пальцев, нажимающих на клавиши компьютера, но все это не мешает ему быть отцом троих детей, активно участвовать в научной деятельности: он автор оригинальных идей и концепций, многих авторитетных публикаций, участник крупнейших конференций.

Детеныш животного рождается вполне подготовленным к существованию в этом мире. Родившийся же человек – самое беспомощное существо. Без поддержки других он не проживет и несколько часов. Но благодаря поддержке прежде всего родителей, благодаря общей и профессиональной подготовке он становится фактически самым могущественным существом на Земле, которому доступно преобразование окружающего мира и даже освоение космического пространства.

Такие примеры доказывают, что человек может стать полноценной личностью только будучи включенным в отношения и сотрудничество с себе подобными. Человек – существо социальное. Иначе говоря, homo sapiens есть horno politicos, сущность которого проявляется на нескольких уровнях:

1) человек как выражение социальности;

2) человек как активный и сознательный субъект, вменяемый (наделенный мотивацией и ответственностью) актор;

3) человек как самосознающее Я, носитель свободы и ответственности.

Что касается первого уровня, то, как уже говорилось выше, общество делает человека человеком, полноценной личностью. Но и само общество порождается интересами и стремлениями составляющих ее индивидов. И тогда тем более важными становятся последние два уровня, составляющие предмет персонологии, особенно третий, связанный с моралью и правом, т.е. сферой политического.