Полиграфические технологии
Полиграфические услуги. Полиграфические услуги включают в себя макетирование, печать и послепечатную обработку печатных изделий.
Существует множество видов полиграфических услуг, целый ряд наименований полиграфической продукции. К стандартной рекламной продукции относятся: листовки, флаеры, буклеты, брошюры, плакаты, каталоги.
Эти материалы используются повсеместно – для рекламных рассылок, раздачи в офисах, на выставках и т.д.
Для делового общения и переписки, выставок, конференций и т.п. необходима так называемая акцидентная продукция: визитки, папки, фирменные конверты и бланки. В зависимости от специфики фирм или предприятий требуется и различная рекламно-представительская продукция, например, годовые отчеты для банков.
Для оформления торговых точек востребован такой вид полиграфических услуг, как изготовление POS-материалов, которые активно используются в магазинах, на выставках, в офисах продаж. POS-материалы – это шелфтокеры, воблеры, диспенсеры, мобайлы, стикеры и т.п.
Для оформления и продвижения товаров необходимы также изготовление упаковки и этикетки. Этот вид полиграфических услуг актуален как для производителей больших партий товаров, так и для создания фирменных рекламносувенирных изделий, скажем, шоколадок или шампанского с индивидуальной этикеткой.
Еще один, чрезвычайно популярный, прежде всего в предновогоднюю пору, вид полиграфических услуг – изготовление календарей.
Разновидностей календарей достаточно много: это и календари-домики, и календари-плакаты, и перекидные настенные календари, и "квартальники", и обычные карманные календарики. Этот вид полиграфической продукции может быть стандартным в изготовлении, но может дать возможность задействовать немало фантазии, ведь макеты и конфигурации календарей могут быть весьма разнообразны.
Полиграфические технологии включают в себя как различные виды печати, так и способы послепечатной обработки. Многообразие полиграфических технологий можно разделить на три большие группы:
• допечатные (до изготовления печатных форм включительно);
• печатные (до изготовления оттисков включительно);
• брошюровочно-переплетные (изготовление печатной продукции как готовое изделие) и отделочные (доработка готового изделия в соответствии с требованиями заказчика).
Допечатные технологии состоят из операций по обработке оригиналов, получения фотоформ (как промежуточного продукта) и изготовления печатных форм.
Кроме понятия "допечатные процессы" появилось понятие о домедийной подготовке – premedio. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации. Допечатным процессам может предшествовать подготовительный этап домедийной подготовки.
В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями. Поэтому допечатные технологии классифицируются на традиционные допечатные процессы и цифровые допечатные процессы. Различаются они по способу изготовления фотоформ.
Все варианты, использующие технологии создания полос или спуска полос из отдельных фотоформ, требуют механических или ручных операций верстки или монтажа и относятся к категории традиционных допечатных процессов. В отличие от них, цифровые допечатные процессы описываются компьютерными программами, например, "Компьютер – фотоформа" и "Компьютер – печатная форма" (Computer to Film, Computer to Plate) и т.д.
Для того чтобы получить цветное изображение, необходимо осуществить процедуру цветоделения. Если нам, например, нужно напечатать плакат с тремя разноцветными словами, достаточно подготовить три соответствующие формы и краски, а потом прокатить бумагу через однокрасочную машину трижды. Задача резко усложняется в случае цветной печати тоновых иллюстраций. Существуют тысячи оттенков, и просто невозможно смешивать краски и столько раз прокатывать бумагу через машину.
В этом случае используют физические законы разложения цвета. При смешивании четырех основных цветов: желтого, синего, пурпурного и черного (упоминавшиеся ранее yellow, cyan, magenta, black) – можно получить любой другой цвет. Причем черный нужен только для улучшения качества изображения. Для воспроизведения каждой точки полноцветного изображения "смешивают" не краски, а точки чистых триадных тонов. В результате цветоделения оригинал-макета на триадные цвета и черный делаются соответственно четыре пленки и четыре формы. Кроме того, изображение может иметь различное разрешение (количество растровых точек в дюйме). При этом разрешение должно быть в 1,5 раза больше линиатуры. При большом разрешении количество точек больше и, следовательно, качественнее печать; соответственно, при маленьком разрешении – наоборот. Затем один и тот же лист бумаги прокатывается через однокрасочную машину четыре раза. Получится ли в результате четырех краскопрогонов картинка, адекватная оригинал-макету, – вопрос. Это в большой степени зависит от корректности операции цветоделения и вывода пленок, совершенства формных технологий и класса печатной машины.
При полноцветной печати обычно выводят цветопробу на термосублимационном принтере, фотографически точно определяющем оттенки красок. Это очень дорогие устройства, также высока себестоимость одной копии. Однако цветопроба позволяет сэкономить гораздо большие деньги, предотвратив выпуск некачественной продукции.
Базой печатной технологии является печатная форма, на которой формируется изображение (текст, иллюстрации, оформительские, вспомогательные и контрольные элементы). Печатные формы создаются по материалам пленок от цветоделения электронного файла оригинал-макета. Участки печатной формы, переносящие изображение посредством красящего вещества, лака или давлением на запечатываемую поверхность, называют печатающими, а не воспринимающие красящее вещество и лак и не переносящие изображение – пробельными.
Современный процесс подготовки печатных форм включает перевод изображения на чувствительную металлическую пластину. В печатании используются два типа изображения: штриховое и полутоновое. В штриховом изображении печатаются только два цвета – черный и белый. Для получения отпечатков с оттенками, как на иллюстрации или фотографии, применяются полутоновые изображения. Последние получаются в виде групп черных точек различных размеров, создавая оптическую иллюзию тональных градаций. Если необходимо цветное изображение, то используют четыре полутоновых формы: по одной – на каждый основной цвет, и одну – для черного. При помощи таких клише печатают цветные точки очень маленькими группами, что и создает иллюзию полноцветного изображения.
Металлические формы высокой печати, изготовленные травлением, фрезерованием или гравировкой (клише, штампы), незаменимы при тиснении обыкновенной и типографической фольгой, тиснении без применения фольги, а также при конгревном тиснении, когда изображение на бумаге или картоне получается в виде барельефа. Однако использование металлических печатных форм, содержащих вредный для здоровья и экологически опасный свинец, работа с ним в расплавленном при изготовлении самих форм состоянии привели к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе и фотополимерных форм для флексографии. Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных форм с малой (0,4-0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они значительно повысили эффективность за счет уменьшения затрат времени на подготовку формы и машины к печатанию.
Фотополимерные формы одновременно способствовали развитию таких неотъемлемых достоинств способа высокой печати, как хорошая разрешающая способность, позволяющая печатать однокрасочные и многокрасочные иллюстрации с линиатурой до 60 линий/см (а на мелованных бумагах – и до 80 линий/см), графическая, градационная и цветовая точность воспроизведения различных по своему характеру изображений. Эти сильные стороны способа высокой печати обусловлены возможностью получения на описке четких контуров штриховых и растровых элементов, а также относительной простотой технологического процесса изготовления печатной формы, подготовки машины к печати и печатания тиража.
Фотоформы – это прозрачные пленки, несущие информацию, которую необходимо передать на печатном оттиске посредством соответствующей краски. Фотоформы используются также для выполнения однокрасочных печатных работ при воспроизведении черно-белых оригиналов. В отличие от цифровых, традиционные способы допечатной подготовки предполагают изготовление интегрированной фотоформы из отдельно полученных текстовой и изобразительной фотоформ.
Для обработки изображений используются фотомеханические методы. Они применяются при воспроизведении как штриховых, так и полутоновых изображений. В последнее время доля аналоговых процессов уменьшается, они все более вытесняются цифровыми. Так, набор полностью производится на компьютерах, входящих в издательские системы (Apple Macintosh, IBM-PC), имеющие мощное программное обеспечение и автоматизированные экспонирующие устройства для вывода фотоформ. На заключительном этапе традиционной технологии текст и изображения соединяются в готовую полноформатную фотоформу в процессе монтажа (обрезка, позиционирование, наклеивание и т.д.).
Форма трафаретной печати изготавливается довольно долго, по крайней мере, существенно дольше офсетной, и стоит она дороже. Поэтому сверхмалые тиражи печатать не очень выгодно. Согласно прогнозам традиционный способ высокой печати в будущем будет применяться в основном для печати текстовой книжно-журнальной продукции, однокрасочных малоиллюстрированных газет и других текстовых изданий.
Печатные технологии определяют допечатные, печатные и послепечатные процессы, которые зависят от оригинал-макетов, от вида будущей печатной продукции, тиража, а также от запечатываемых материалов и красящих веществ, используемых для изготовления этой продукции. Печатные технологии состоят из процессов подготовки оборудования к печати и собственно печатного процесса – получения оттиска с использованием печатных форм, контрольных устройств, вспомогательных и запечатываемых материалов, красящих веществ. Суть печатной технологии – перенос изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность:
• при печати с использованием красящего вещества (краски, чернил, цветного лака, тонера) – для получения оттиска (отпечатка) за счет изменения цвета отдельных частей запечатываемой поверхности;
• при выборочном (фрагментарном) лакировании с использованием бесцветного лака – для получения оптического изображения за счет изменения глянца, фактуры или других оптических свойств отдельных частей запечатываемой поверхности;
• при тиснении с использованием красящего вещества – для изменения рельефа, фактуры и цвета отдельных частей запечатываемой поверхности;
• при тиснении без использования красящего вещества – для изменения рельефа и фактуры отдельных частей запечатываемой поверхности.
Все многообразие печатной продукции обеспечивают четыре вида печати: высокая, плоская, глубокая и трафаретная.