Показатель структуры ассортимента реализуемых товаров как критерий конкурентоспособности розничного торгового предприятия

В п. 1.3 было отмечено, что с позиции субъекта хозяйственной деятельности конкурентоспособность товара - это его способность обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Применительно к магазину коммерческий успех обеспечивается за счет достижения определенного уровня рентабельности (отношения уровня прибыли к совокупности товарооборота, издержек обращения и пр.).

Одним из путей обеспечения конкурентоспособности услуг за счет рентабельности розничной торговли является формирование оптимальной структуры ассортимента за счет прибыльных и хорошо продаваемых товаров. Именно этим критерием руководствуются менеджеры магазина при принятии решения о включении товара в ассортимент либо прекращении работы с ним.

Наиболее распространенной методикой оценки по критерию рентабельности является метод ABC (предложенный С. Диббом и Л. Симкиным), подробно разобранный в [501. При анализе задаются двумя критериями - объемом продаж товара и вкладом товара в покрытие затрат (рис. 37).

Группа А - наиболее ценная для предприятия группа, так как увеличение именно этих продаж оказывает наибольшее влияние на прибыль магазина. Имея небольшую долю в общем количестве наименований, они имеют наибольшую долю в товарообороте (табл. 36).

Рис. 37. Конкурентное позиционирование (исходя из доходности и прибыльности)

Таблица 36

Оптимальная структура ассортимента

Группа товаров

А

В

С

Доля в обороте, %

75

20

5

Доля в общем количестве, %

5

20

75

Группа С - это наименее ценные для финансового состояния предприятия товары. Имея наименьшую долю в обороте, они имеют наибольшую долю в количестве наименований товаров (см. табл. 36). Но товары этой группы не подлежат исключению, поскольку в этих товарах нуждается население. Речь идет о социально значимых товарах и тех, которые определяют ассортиментный профиль магазина.

Группа В - представлена товарами, которые имеют промежуточное значение доли в товарообороте и в общем количестве наименований. По этим группам товаров магазин должен определить пути повышения доходности (группа В{) или увеличения продаж (группа В2).

При анализе структуры ассортимента можно сравнить долю каждой из групп (А, В и С) в общем объеме прибыли (или товарообороте) с долей группы в ассортименте по числу наименований (позиций). Согласно известному принципу Парето 20% товаров приносят предприятию 80% прибыли. Структура ассортимента, представленная в табл. 36 считается классической.

На практике реальная структура ассортимента отличается от "классической". В приложении 3 на примере московского магазина фирмы "12 месяцев" представлена группировка ассортимента на три группы - А, В и С.

В группу А вошли товары, обеспечивающие повышенную долю продаж, - 52,29% (от алкогольной продукции до сопутствующих товаров).

В группу В вошли товары, обеспечивающие среднюю величину продаж, - 30% (от молочных продуктов до рыбопродуктов).

В группу С вошли товары, обеспечивающие пониженную долю продаж, - менее 20% (от консервов до комнатных растений).

Оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли может производиться с позиций : а) потребителей; б) торгового предприятия; в) потребителей и торгового предприятия.

В варианте а) используются показатели потребительских предпочтений, в варианте б) - показатель рентабельности предприятия, в варианте в) - как показатели потребительских предпочтений, так и показатели рентабельности.

В [57] показано, что критерии потребительских предпочтений оказывают прямое влияние на рентабельность магазина. Задача оценки по варианту в) заключается в определении оптимального значения критериев потребительских предпочтений и рентабельности для достижения баланса интересов потребителей и магазина как продавца. Оценка по данному варианту представляется наиболее плодотворной. Одним из примеров оценки является работа [57].

Поскольку методики оценки по вариантам б) и в) базируются на расчете финансовых показателей, то их рассмотрение выходит за рамки книги.

Ниже рассматривается оценка по критериям потребительских предпочтений.