Показатели затрат на инновации
Для оценки инновационной активности целесообразно применять показатели затрат на инновации.
Под затратами на технологические инновации подразумеваются выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с разработкой и внедрением технологических (продуктовых и процессных) инноваций, выполняемых в масштабе организации (отрасли, региона, страны). Учитываются расходы на различные виды инновационной деятельности, как выполненные собственными силами организации, так и расходы на оплату работ, услуг сторонних организаций.
Затраты на технологические инновации включают текущие и капитальные затраты, осуществленные организацией в отчетном году. При этом не имеет значения, на какой стадии находится инновационный процесс (внедрение нововведения): на завершающей, когда уже налажено производство и выпускаются товары (работы, услуги), или на начальной, промежуточной стадии (например, когда выпуск товаров (работ, услуг) еще не налажен, а осуществляется лишь подготовка к их производству).
и
Рис. 1.14. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2011 г. (%)
Для решения широкого круга аналитических задач в статистике предусмотрена группировка затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности, источникам финансирования и типам технологических инноваций (продуктовые, процессные).
В настоящее время измерению подлежат затраты на все три типа инноваций, помимо технологических, измеряются также расходы на маркетинговые и организационные нововведения.
Затраты на организационные инновации связаны с разработкой и планированием новых организационных методов, а также с их реализацией. Они включают также расходы на приобретение новых технологий, машин, оборудования и других основных средств, обучение и подготовку персонала, связанные с организационными инновациями.
Затраты на маркетинговые инновации включают виды деятельности, связанные с разработкой и реализацией новых маркетинговых методов, ранее фирмой не использовавшихся. Не включаются в данную категорию затрат расходы по использованию этих методов в бизнесе в ежедневном режиме (например, расходы на рекламные компании, случайный маркетинг, спонсорство в связи с вновь внедренными маркетинговыми методами).
Ресурсные возможности предприятий выступают серьезным фактором, оказывающим влияние на развитие инновационной деятельности. Инновационные проекты зачастую характеризуются значительными объемами издержек на первоначальном этапе. Они, как правило, являются долгосрочными, что не дает предприятиям возможности получения "быстрой" прибыли. В 2000– 2011 гг. затраты на технологические инновации в постоянных ценах возросли более чем в два раза (табл. 1.5). Абсолютный объем подобных инвестиций составил в 2011 г. Почти 470 млрд руб., что в постоянных ценах на 16% выше аналогичного показателя предыдущего года. Подобная ситуация может свидетельствовать о некотором росте использования отечественного научного потенциала в реальном секторе экономики.
При сопоставлении инновационных вложений с объемами производства оказывается, что в среднем по отраслям промышленного производства их интенсивность достигает всего 1,5%, что соответствует показателю предыдущего года и ниже аналогичного индикатора 2009 г. на 0,4 процентных пункта. В целом, начиная с 2002 г., рассматриваемый индикатор демонстрирует явную тенденцию к понижению.
Таблица 1.5
Динамика затрат на технологические инновации в промышленном производстве
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Затраты на технологические инновации (млрд руб.) в действующих ценах |
49,4 |
61,3 |
86,4 |
105,4 |
122,9 |
125,7 |
188,5 |
207,5 |
276,3 |
358,9 |
349,8 |
469,4 |
Затраты на ИиР (%) |
14,3 |
17,3 |
13,6 |
13,9 |
16,4 |
15,7 |
18,6 |
17,3 |
15,0 |
27,3 |
20,6 |
14,9 |
Затраты на приобретение машин и оборудования (%) |
57,4 |
59,3 |
50,6 |
44,8 |
55,6 |
60,3 |
54,6 |
57,5 |
59,0 |
51,2 |
54,5 |
60,9 |
В постоянных ценах 2000 г. |
49,4 |
44,5 |
64,2 |
68,8 |
66,7 |
57,2 |
74,5 |
72,0 |
81,3 |
103,5 |
90,4 |
104,7 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%)) |
1,4 |
1,4 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,2 |
1,4 |
1,2 |
1,4 |
1,9 |
1,5 |
1,5 |
Для совокупности предприятий промышленного производства и сферы услуг показатель интенсивности инвестиций в технологические инновации оказался выше и составил в 2011 г. 2,2%. Следует отметить, что по данному индикатору Россия находится на лидирующих позициях. В таких развитых странах, как Бельгия, Португалия, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Франция показатель интенсивности затрат на технологические инновации оказался ниже чем в России. В Швеции он достигает 3,2%, в Финляндии – 2,8% (рис. 1.15).
Рис. 7.75. Интенсивность затрат на технологические инновации предприятий, по странам (%):
удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
Структура затрат по видам инновационной деятельности отличается серьезными диспропорциями: более половины средств (60,9%), направляемых на инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Показатель имеет волнообразную динамику и за последние 10 лет колебался в пределах 40–60% от общих издержек на технологические инновации. Это объясняется ускорением реализации инновационных проектов и сокращением сроков их окупаемости.
Научные исследования и разработки занимают в структуре инновационных затрат второе место по своим объемам, но заметно отстают от расходов на приобретение оборудования. В 2011 г. их удельный вес в общем объеме инвестиций в технологические инновации составил 14,9%, что на 5,7 процентных пунктов ниже уровня 2010 г.
Компании ведущих европейских стран опираются на более прогрессивную технологическую базу. Они гораздо сильнее ориентированы на повышение уровня новизны и конкурентоспособности инноваций, инвестируя значительные финансовые и временные ресурсы в научно-технические разработки, причем выполняемые преимущественно собственными силами. В ряде государств Западной Европы расходы на исследования и разработки превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования в полтора – три раза (Германия, Люксембург, Австрия, Бельгия), а иногда и более. Так, это соотношение в Норвегии составило 9 : 1, в Швеции, Франции, Финляндии – 4:1 (рис. 1.16). В странах Восточной Европы оно чаще смещено в пользу инвестиций в основной капитал, что особенно заметно в Латвии (1 : 15), Болгарии (1 : 13), Польше (1 : 8) и Румынии (1 : 6).
При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным источником являются собственные средства компаний (69,6%). Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает лишь порядка 5% общих вложений в инновации, в том числе из федерального бюджета – 4,7%, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – 0,2%. Показатель удельного веса иностранных инвестиций в общих затратах на технологические инновации предприятий промышленного производства составил в 2011 г. 1,1%.
Существует много подходов для оценки показателей результатов инновационной деятельности и к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего, предполагается определение динамики продаж за счет осуществления инноваций, для чего используется показатель инновационной продукции (товаров, работ, услуг).
Под инновационной продукцией понимаются технологически новые или усовершенствованные товары, работы, услуги, подвергавшиеся разного рода технологическим изменениям в течение последних трех лет. Ее состав рассматривается в соответствии с определенными выше типами технологических инноваций (продуктовыми и процессными). Из чего следует, что к инновационной продукции относится:
• вновь внедренная (подвергавшаяся значительным технологическим изменениям) продукция, основанная на новых (в том числе принципиально новых) технологиях либо на их сочетании с уже существующими. Для данной продукции область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов должны быть новыми или в значительной степени отличающимися от ранее выпускавшейся продукции;
• продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, – основанная на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности.
В соответствии с рыночной новизной инновационные товары, работы, услуги подразделяются на новые для мирового рынка; новые для рынка сбыта организации и новые для организации, но не для рынка. К инновационным товарам, работам, услугам новым для мирового рынка относится принципиально новая продукция, которая впервые внедрена организацией на рынках сбыта как внутри страны, так и за ее пределами. Очевидно, данная продукция обладает наибольшей степенью рыночной новизны.
Рис. 1.16. Структура затрат на технологические инновации но видам инновационной деятельности и странам (%)
Инновационные товары, работы, услуги являются новыми для рынка сбыта организации, если организация внедрила их первой (раньше конкурентов). К данной категории может относиться продукция, новая для организации по профилю, уровню сложности или другим характеристикам, и позволяющая организации выйти на новые для нее рынки сбыта.
Если инновационная продукция впервые внедрена организацией, но уже реализовывалась другими предприятиями, то она относится к категории новой для организации, но не новой для рынка.
В масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности заметен мало. В 2011 г. крупными и средними компаниями было произведено инновационной продукции на сумму 1,8 трлн руб., что в сопоставимых ценах выше показателя предыдущего года на 37%. Показатель доли инновационной продукции в общем числе товаров, работ, услуг составил в 2011 г. 6,1%, что является наибольшим значением индикатора за рассматриваемый период времени (табл. 1.6). Для сравнения в 2010 г. данный показатель оказался равен 4,9%.
Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Так, на рубль затрат на технологические инновации в 2011 г. в среднем приходилось 3,9 руб. инновационной продукции. Несмотря на то, что данный показатель существенно вырос, он все еще не достиг уровня 2007 г. (4,4 руб.).
Инновационная продукция существенно различается по степени новизны. С реальным обновлением производства связано немногим более 60% инновационной продукции, в том числе новой для мирового рынка – 0,9%; новой для рынка организаций – 10%; новой для предприятия, но уже известной на рынках – более 50%. Значительная часть продукции базируется на процессных инновациях, предполагающих усовершенствование ранее выпускавшихся товаров. Она характеризуется самым низким уровнем новизны, а ее доля составляет 38,3% всей инновационной продукции.
Для международных сопоставлений используются показатели совокупных объемов инновационной продукции промышленного производства и сферы услуг по отношению к общим продажам в этих отраслях: доля новой для рынка составила 0,8%, новой для российских предприятий – 3,2%. Это значительно ниже в сравнении с зарубежными индикаторами (рис. 1.17).
Таблица 1.6
Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг в промышленном производстве
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Объем инновационных товаров, работ, услуг (млрд руб.): |
||||||||||||
в действующих ценах |
154,1 |
181,8 |
206,3 |
312,7 |
433,0 |
545,5 |
714,0 |
916,1 |
1047,0 |
877,7 |
1165,7 |
1847,4 |
в постоянных ценах 2000 г. |
154,1 |
156,1 |
153,3 |
204,2 |
235,1 |
248,2 |
282,0 |
318,0 |
308,0 |
253,1 |
301,2 |
412,2 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг на рубль затрат на технологические инновации, руб. |
3,1 |
3,0 |
2,4 |
3,0 |
3,5 |
4,3 |
3,8 |
4,4 |
3,8 |
2,4 |
3,3 |
3,9 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
4,7 |
5,4 |
5,0 |
5,5 |
5,5 |
5,1 |
4,6 |
4,9 |
6,1 |
Рис. 1.17. Удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка и для предприятия, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, по странам (%)
Достигнутый уровень результативности инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Объем экспорта инновационной продукции в промышленном производстве в 2011 г. оценивался в 591 млрд руб., что значительно выше (более чем вдвое в сопоставимых ценах) показателя 2010 г. Доля ее экспорта в общем объеме продукции промышленного производства в 2011 г. составила 2%.
Оценка перспектив инновационного развития экономики предполагает анализ сдерживающих его факторов. Как показывают многолетние статистические наблюдения, предприятия рассматривают в этом качестве, прежде всего, недостаток собственных финансовых ресурсов, причем этому фактору придается решающее значение практически во всех секторах – финансово состоятельными сырьевыми компаниями, производителями потребительских товаров, высоко- и низкотехнологичными фирмами. В условиях экономического подъема последних докризисных лет заинтересованность организаций в прямой бюджетной поддержке постепенно снижалась, впрочем, как и сдерживающее влияние платежеспособного спроса. Одновременно сохранились и даже усилились ограничения, вызванные высокой стоимостью нововведений, экономическими рисками и длительными сроками окупаемости инвестиций. По нашей оценке, устранение одних только экономических факторов, препятствующих развитию инноваций, позволило бы поднять уровень инновационной активности промышленности пятикратно.
Уже в начале 2000-х гг. проявилось влияние внутрипроизводственных факторов. Предприятия стали полнее осознавать ограниченность собственного инновационного потенциала – слабость исследовательской базы, неготовность к освоению новейших научно-технологических достижений, нехватку квалифицированных кадров, отсутствие кооперационных связей. Им недоставало информации о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта инновационной продукции.
Растущая заинтересованность бизнеса в получении сведений о новых технологиях может сыграть позитивную роль в усилении инновационной активности. В связи с этим поднимается проблема дефицита эффективных инновационных проектов. Существуют и иные факторы, затрудняющие реализацию инновационных процессов: неэффективность нормативно-правовой базы; неразвитость инновационной инфраструктуры; неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности. В совокупности все перечисленные факторы препятствовали продвижению инновационных проектов более чем на 1400 предприятиях: в 44% случаев разработка была отложена, в 27% – прекращена, еще в 29% – даже не начата.