Показатели управленческого анализа
Структурной единицей экономической информации служит показатель; представляет собой контролируемый параметр экономического объекта и состоит из совокупности реквизитов (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Экономический показатель
Экономический показатель - показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и будущем. Экономические показатели представляют один из наиболее распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.
Для повышения уровня анализа необходимо, в частности, разработать систему аналитических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Система экономических показателей - совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов.
Важнейший признак любой системы показателей - их взаимосвязь. Если в отдельном показателе отражается одна или несколько сторон явления или процесса, то в системе показателей экономические процессы отражаются всесторонне.
Система показателей деятельности предприятия строится на следующих методологических принципах и выполняет следующие функции:
o достоверное отражение объективной экономической сущности хозяйственных процессов;
o учет организационных и специфических особенностей вида деятельности;
o полное отражение деятельности предприятия в целом и учет особенностей каждого хозяйственного уровня;
o комплексное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления ею;
o определение резервов и выработки дальнейшей стратегии развития предприятия;
o сопоставление в динамике и соизмерение с данными бухгалтерского учета, обеспечение информацией, а также прямой и обратной связи.
Структура экономических показателей носит весьма разветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков (рис. 1.12). В структуре экономических показателей различают абсолютные, называемые также количественными, объемными, и относительные, называемые также качественными.
Рис. 1.12. Характеристика показателей управленческого анализа
Абсолютные, объемные показатели (в экономике в отличие от физики объемными называют любые показатели, характеризующие количество товаров, продукции, денег) выражены в натуральных или денежных единицах, таких как штуки, вес, длина, объем, рубли, доллары.
Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие, как правило, темп изменения экономической величины или соотношения, пропорции однородных экономических величин, получаемые в результате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие скорость изменения величины во времени, эффективность использования ресурсов, чувствительность величины по отношению к фактору, обусловившему ее изменение. Например, показатель отдачи капиталовложений - количеством выпускаемой продукции, приходящимся на один рубль вложений капитала.
В совокупности относительных экономических показателей, характеризующих динамику экономических процессов, изменение объемных показателей, различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).
Показатели роста (скорости роста) представляют отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксированные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемого отрезка времени объем продукта не изменился, то показатель роста (темп роста) равен единице, или 100%; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100%, а если уменьшился - то он ниже 100%.
Часто используемую в статистике группу таких относительных показателей образуют индексные показатели, или просто индексы. Индекс представляет отношение показателя в данный, интересующий нас момент к его базисному значению, зафиксированному в соответствующем времени, принятом за базис. Индексы характеризуют относительное значение показателя в сравнении с отправным, базисным и тем самым показывают, как изменилась величина показателя за определенный период времени (от базисного до нынешнего). Широко распространены индексы цен, доходов.
Показатели прироста, или приростные показатели, представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, проданного, потребленного продукта в предыдущем, базисном периоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился - то показатель прироста положителен, если уменьшился - отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в процентном выражении. Исходя из физических аналогий показатели прироста могут быть названы показателями "экономического ускорения".
Экономические показатели делятся на ряд групп в зависимости от того, каким образом они определяются, как находятся их числовые значения и в каких целях, для решения каких задач используются показатели.
Значения расчетных, расчетно-аналитических показателей устанавливаются посредством расчетов на основе математических зависимостей, экономико-математических моделей с использованием определенных методов. Расчетно-аналитические показатели широко используются в качестве исходных при определении прогнозных и плановых показателей, а также показателей социально-экономических программ.
Значения отчетных, отчетно-статистических, статистических показателей устанавливаются на основе бухгалтерской отчетности предприятий, организаций, сбора и обработки статистической информации, выборочных опросов, наблюдений.
Нормативными принято называть показатели, устанавливаемые обычно органами управления или сложившиеся в практике хозяйствования и выражающие нормы затрат ресурсов (сырья, энергии, материалов, труда, денег) на производство единицы продукции, выполнение работы, потребление (нормы потребления). Показатели в виде норм и нормативов (универсальных норм) отражают также принятые, заданные соотношения, пропорции, такие, например, как норма прибыли, оплаты труда, налогообложения.
В управленческом анализе находят применение также научно-технические показатели, характеризующие достижения науки, техники, технологии.
В зависимости от областей, сфер экономики, типа экономических процессов, характеризуемых теми или иными экономическими показателями, принято выделять такие группы, виды, как показатели потребностей, ресурсного обеспечения, производства, распределения, обмена, потребления, затрат, эффективности, запасов, устойчивости, надежности, риска, цен, спроса, предложения, доходов, расходов, уровня жизни и многие другие.
Из единичных, индивидуальных, однородных показателей, относящихся к первичным ячейкам, звеньям, самым небольшим элементам предприятия, формируются групповые, сводные, агрегированные показатели, характеризующие экономические объекты и процессы в более крупном масштабе, охватывающем целый регион (региональные показатели), отрасль (отраслевые), хозяйство страны в целом (народно-хозяйственные, общеэкономические), мировое хозяйство (общемировые).
Наряду со сводными, обобщенными показателями и даже в качестве их широко используются средние показатели в виде среднего значения обширной совокупности величин.
Состав экономических показателей постоянно дополняется и обновляется, совершенствуются и методы их определения. Успех управления экономикой, экономическими объектами и процессами существенным образом зависит от круга используемых показателей, степени полноты, которой они характеризуют управляемые объекты и процессы, от того, насколько точно и корректно эти показатели определены и проработаны экономической наукой.
Экономические показатели хозяйствующего субъекта подразделяются на два основных вида - натуральные и стоимостные (денежные) - в зависимости от того, какие измерители используются при исчислении этих показателей.
Стоимостные показатели - наиболее распространенный вид экономических показателей. Дают возможность обобщать разнородные хозяйственные явления. Например, если предприятие использует различные виды сырья и материалов, то предоставить информацию об обобщенных суммах поступления, расходования и остатка этих предметов труда могут только стоимостные показатели.
Натуральные - являются первичные, а стоимостные - вторичные, так как последние исчисляются на основе первых. Существуют экономические явления, которые могут быть выражены только в стоимостных показателях. Например, себестоимость продукции, прибыль (убыток) и некоторые другие показатели могут быть только стоимостными.
Кроме натуральных показателей, выражающих количество материальных ценностей в натуральных единицах измерения (штуках, тоннах, метрах, литрах и т.д.), в управленческом анализе применяется также разновидность этих показателей -условно-натуральные показатели. Они позволяют обобщить объем различных видов однотипной продукции, выпускаемой предприятием. Например, в консервной промышленности выпускаемые консервы выражаются в условных банках. Консервная банка, имеющая определенные размеры и вместимость, принимается в качестве условной единицы, и банки других размеров пересчитываются в эту условную банку. Таким образом достигается выражение общего объема продукции в условно-натуральных показателях.
Кроме того, экономические показатели подразделяются на два вида - количественные и качественные - в зависимости от того, какая именно сторона (количественная или качественная) хозяйственных явлений, процессов и операций измеряется в данном конкретном случае.
Экономические показатели также подразделяются на объемные и удельные в зависимости от приведения показателей. Так, объем выпуска продукции, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль представляют собой объемные показатели. Они характеризуют объем данного экономического явления. Объемные показатели считаются первичными, а удельные - вторичными. Удельные показатели рассчитываются на основе объемных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, т.е. затраты на один рубль товарной продукции, - удельный показатель.
Все экономические показатели подразделяются в соответствии с теми сторонами деятельности предприятия, которые они характеризуют.