Показатели и стандарты социальной защиты
Показатели социальной защиты служат конкретными измерителями социального положения различных социальных групп населения, а их стандарты (законодательно закрепленные качественно-количественные характеристики) позволяют судить о существующем или прогнозируемом положении дел в конкретных социальных сферах и социальной политике государства (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Показатели социальной защиты и социальной политики государства в сфере доходов населения
Сфера социальной защиты населения |
Показатели социальной защиты |
Заработная плата |
• соотношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму работающих; • соотношение минимальной заработной платы к средней ее величине; • соотношение размеров средней заработной платы между группами с высшим и низшим уровнем доходов; социальными группами, отраслями экономики, регионами и внутри корпорации. |
Социальное страхование и обеспечение |
• отношение минимальной и средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера; • отношение средней пенсии к средней заработной плате; • отношение пособия по болезни к заработной плате застрахованного; • размеры пособия по безработице |
Доходы населения |
• величина ВНП, направляемая на социальные нужды, в расчете на душу населения; • величина прожиточного минимума; • доля населения, находящегося за чертой прожиточного минимума; • показатель поляризации доходов населения (децильный коэффициент, коэффициент Джинни); • величина ВВП, направляемая на заработную плату; • величина ВВП, направляемая на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, образование, пособия но безработице, детские пособия |
Макроэкономическим показателем развития системы социальной защиты является и доля социальных расходов в ВВП. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), эта доля в конце 1990-х гг. в целом составляла 27,1% ВВП, а в России – 14,9% ВВП. При этом, если рассматривать социальные расходы на душу населения, в России они многократно ниже, чем в экономически развитых странах.
Для анализа применяемых в той или иной стране показателей и социальных нормативов в сфере доходов населения и социального обеспечения важно сопоставлять их с рекомендуемыми величинами международных специализированных организаций в данной сфере (МОТ, ВОЗ и ЕС), а также законодательно закреплять в форме законов и социальных нормативов.
Следует отметить, что ОГЛАВЛЕНИЕ и структура предметного поля социальной защиты населения существенно различаются в разных общественных формациях и типах государственного устройства, а также меняются (модифицируются) на переломных формационных этапах: аграрное -индустриальное общество, капитализм — социализм, либеральная — социально-демократическая модель и т.д.
В таких ситуациях подвергаются существенной трансформации базовые общественные институты — доходы населения, здравоохранение, образование и культура, рынок труда, социальное обеспечение и т.д. Подобный формационный этап преобразований переживает сегодня Россия, что выражается в поиске парадигмы государственного устройства, выборе социальной модели государства и формировании на этой основе более эффективной системы социальной защиты населения.
В этой связи значительную роль играет категориальный аппарат "социальной нормы", представляющий собой механизм оценки и регулятивного воздействия на регулирование доходов и социального обеспечения населения. Один из основателей отечественной социологии Питирим Сорокин по этому поводу писал, что главной причиной внутреннего социального мира является наличие в обществе "целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения"1.
Столь высокая оценка роли критериев состояния социального положения населения, его системы приоритетов в ценностных координатах объясняется их способностью переносить моральные, правовые и общественно-политические установки в обществе и государстве на базовые общечеловеческие идеи: справедливости, равенства, солидарности и свободы.
По мнению Н. М. Римашевской, важнейшими социальными стандартами являются:
• минимальные социальные гарантии государства, включая прожиточный минимум как главный социальный стандарт;
• система социального страхования от социальных рисков, как государственная, так и частная2. Социальные нормативы, как считает Л. П. Храиылина, представляют собой систему регламентированных значений социальных показателей, которые выражают типичный уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизнедеятельности человека, населения и его отдельных групп и категорий[1].
Социальные нормативы по видам и функциям социальной защиты (как это рекомендуют методики ООН и МОТ) могут быть классифицированы и представлены следующим набором:
• уровень жизни и демографическое развитие (интегральные показатели, например доля ВВП на душу населения и ИРЧП);
• условия найма на работу и оплата труда (состояние производственной среды, почасовая, месячная и годовая заработная плата, социальные трансферты предприятий, рабочее время и время отдыха, возможность получения образования и переподготовки, уровень профессионального риска утраты здоровья на производстве);
• социальное страхование и социальная защита (доступ к системам социального страхования, возможности трудоустройства, защита от увольнений);
• состояние жилищной, медицинской и социально- бытовой инфраструктур (возможность обеспечения жильем, доступность медицинского, транспортного и коммунального обслуживания). Например, при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы и нормативы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативными правовыми актами социальных норм и нормативов определяет гарантии предоставления социальных услуг (их уровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.
Как показывает международный опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя механизмы налогового перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь.
Систему и структуру показателей социальной защиты населения можно наглядно представить с помощью отдельных составляющих ее предметного поля (рис. 2.2).
Рис 2.2. Система и структура системы показателей социальной защиты населения
Важнейшими регуляторами финансирования социальной защиты населения являются:
• доходы населения (заработная плата, пенсии и пособия, предпринимательский доход), достаточные по объему для обеспечения не только текущих, но и долгосрочных (капиталоемких) расходов, таких как покупка жилья, платные медицинские и образовательные услуги, отдых и оздоровление;
• ресурсы фондов обязательного и добровольного социального страхования (пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве и т.д.);
• ресурсы бюджетов всей уровней.
При этом основным источником финансирования и системными регуляторами системы социальной защиты выступают государственные бюджеты и системы социального страхования.
Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики и защиты, которая, как считает В. Н. Бобков, должна опираться на социальные нормы и нормативы различного уровня, в том числе минимальные, рациональные и оптимальные1.
Большинство этих норм п нормативов являются обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Помимо системы минимальных социальных стандартов, по мнению академика РАН Д. С. Львова, представляется актуальным создание и применение системы социально-трудовых регламентов, обеспечивающих гарантированные государством права работников, включая права на справедливую и минимально достойную оплату труда, обеспечение надлежащих условий и безопасности труда, объективную их аттестацию; на обучение, переобучение и повышение квалификации и др. для каждой категории работников с учетом их квалификации и характера труда2.
В качестве интегральных показателей уровня жизни используют значительный массив индикаторов реальных доходов на душу населения: величину реальной заработной платы, доходов от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия и стипендии
Социальные преобразования в сфере социальной защиты должны опираться на систему научно обоснованных критериев и социальных нормативов, важнейшими из которых являются минимальная оплата труда и минимальная (социальная и базовая) пенсия, минимальные уровни медицинской помощи, бесплатного образования, семейных выплат, жилищно-коммунальной обеспеченности.
Формирование системы социальных нормативов важно проводить в условиях широкого публичного обсуждения их качественных и количественных характеристик, определения сроков и механизмов их достижения, финансового распределения нагрузки между субъектами отношений. Например, представляется крайне актуальным публично обсудить, найти консенсус в обществе по размерам минимальных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий и стипендий) и увязать их уровни с налоговыми и бюджетными системами страны и регионов.
Невыполнение данных социальных гарантий и обязательств государственных структур власти и предпринимательского сообщества вызывает серьезные риски материальной необеспеченности населения и фактически угрожает жизни миллионам россиян, препятствует нормальному ходу воспроизводственных процессов в стране.
В основе проводимой работы должна лежать дискуссия специалистов по выбору социальной модели государства с позиции парадигмы развития страны в условиях завершения задач индустриализации экономики и определения стратегии формирования постиндустриального типа, глобализации рынков финансов, товаров и труда.
Нормативное определение видов и структуры затрат позволяет рассчитать необходимые величины текущей заработной платы и страховых взносов по обязательному социальному страхованию. Суть предлагаемого балансово-калькуляционного метода расчета затрат на рабочую силу состоит в последовательном расчете наиболее важных текущих и страховых выплат работнику и членам его семьи и на этой основе расчете потребительского бюджета семьи. Его структура и основные элементы представлены на рис. 2.3.
В состав текущего потребительского набора семьи или, как его принято называть, потребительской корзины, входят усредненные фактические уровни потребления конкретных видов материальных благ и услуг, соответствующие жизненным стандартам различных социально-демографических групп и слоев населения страны.
Рис. 2.3. Структура потребительского бюджета семьи
Справка
Потребительская корзина состоит из продуктов питания, непродовольственных товаров и социально-бытовых и культурных услуг, потребляемых семьей или одним ее членом за определенный период времени (год, месяц). Обсчет такого потребительского набора по фактическим ценам покупок позволяет выявить объективные закономерности удовлетворения базовых потребностей населения.
В условиях рыночных отношений заработная плата работников призвана удовлетворять следующие группы потребностей семей работников:
• потребительские наборы членов семьи работников;
• расходы на обязательное и добровольное социальное страхование (пенсионное и медицинское);
• расходы на приобретение жилья;
• расходы на обучение.
В классических теориях (включающих трудовую теорию стоимости) и применяемых сегодня методиках определения стоимости рабочей силы природа заработной платы и страховых платежей рассматривается с позиции ресурса, обеспечивающего стоимость воспроизводства рабочей силы.
Как отмечает Г. Я. Ракитская, величины заработной платы и страховых взносов предстают как объективные параметры стоимости рабочей силы, уровень которых задается в своей основе не на предприятии (не в договоре индивидуального найма и (или) коллективного договора), а обществом и государством[2].
Важным методологическим подходом при определении стоимости воспроизводства рабочей силы выступают критерии "нормальной" и "достойной" заработной платы, пенсий, пособий. В ее основе лежат текущие расходы семьи работника, расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ, воспитание и образование (среднее и высшее профессиональное) детей с учетом демографических норм воспроизводства населения (учитываются через коэффициент семейной нагрузки простого воспроизводства – 2,2 ребенка и расширенного воспроизводства – 2,3 и более детей); расходы для решения долговременных задач функционирования и развития семьи (приобретение жилья, оплата обучения детей, совместный семейный отдых).
Такой подход в полной мере подтверждается требованиями и практикой современной реальности. Например, в Нижегородской области 25 июля 2007 г. было подписано трехстороннее соглашение в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения на 2008–2010 гг., где утвержден такой норматив, как бюджет развития семьи, в котором значительно увеличены нормы потребления:
• мясных продуктов – на 81%;
• рыбы – на 33%;
• фруктов – в два раза;
• овощей – на 30%;
• сахара и кондитерских изделий – на 54%[3].
Расширен перечень непродовольственных товаров, сокращен срок износа изделий, более чем в четыре раза увеличен перечень услуг. В сравнении с действующим прожиточным минимумом структура бюджета развития семьи для трудоспособного населения существенно отличается, а его величина превышает прожиточный минимум в 3,1 раза.
Размеры заработной платы с учетом структуры семьи, ее текущих и долгосрочных потребностей (на приобретение жилья и оплату расходов на учебу), а также предлагаемых автором данного учебника затрат на выплату страховых платежей работникам по основным видам обязательного социального страхования и оплату подоходного налога можно рассчитать исходя из требуемого совокупного трудового дохода семьи:
где СДС – совокупный доход семьи, представляющий заработную плату двух взрослых членов семьи; ЗС – заработная плата двух взрослых членов семьи на текущее потребление семьи из четырех человек; РПН – размер подоходного налога; С – страховые платежи работающих членов семьи на обязательные виды обязательного социального страхования (пенсионное, медицинское, по безработице) по предлагаемым автором тарифам:
• на пенсионное страхование – 5% размера заработной платы;
• медицинское страхование – 2%;
• страхование по безработице – 1%.
Предложенная автором формула расчета совокупного
дохода семьи, представляющего собой заработную плату двух взрослых членов семьи, опирается на обоснование прожиточного минимума семьи с учетом уплаты подоходного налога и страховых платежей.
Пример расчета
Семья работника: два взрослых члена семьи (работающих) и двое детей (школьник и студент).
Предлагаемый метод расчета: по результирующим показателям – требуемые величины взносов на страховую пенсию, медицинское и социальное страхование, приобретение жилья и оплату обучения.
Структура затрат на простое воспроизводство.
Заработная плата, включая налоги и страховые взносы |
||||
Заработная плата чистая, нетто |
Подоходный налог, % |
Обязательное социальное страхование (взносы работников), % |
||
Заработная плата на текущее потребление и решение долговременных задач |
13 |
пенсионное страхование |
медицинское страхование |
страхование по безработице |
5 |
2 |
1 |
Предлагаемая структура затрат на простое воспроизводство рабочей силы включает в себя обязательные страховые платежи работника в систему обязательного социального страхования, размер которых основан на западноевропейской практике: 1/4 платежей осуществляет работник, 3/4 ~ работодатель.
Средний размер пенсии (приемлемый по покупательной способности), который был достигнут в 1990 г., составляет примерно 12 тыс. руб/мес.
Актуарный баланс (в условиях сохранения покупательной способности резервируемых пенсионных средств и нулевой инфляции – вариант расчета в условиях статус-кво), позволяющий рассчитать объем ресурсов, достаточный для получения пенсии в размере 12 тыс. руб., может быть представлен следующим уравнением:
22% • ЗП • 35 лет • 12 мес. = 12000 • 20 лет • 12 мес.
При заданной страховой нагрузке на работника (8% заработной платы) и 13% подоходного налога, чистая (нетто) заработная плата составит 25,34 тыс. руб/мес.
Экспертные оценки свидетельствуют о том, что заработная плата второго работающего в семье составит величину, равную 18,0 тыс. руб/мес., а чистая заработная плата – 14,22 тыс. руб/мес.
Итого семейный доход может составлять 39,56 тыс. руб/ мес.
1. Потребительская семейная корзина (двое работающих, двое детей) – составит:
9 тыс. руб. • 2 = 18 тыс. руб.;
7.0 тыс. руб. • 2 = 14 тыс. руб.
Всего – 32 тыс. руб.
2. Выплата кредитов на оплату жилья (на 20 лет но 15%-й годовой ставке за трехкомнатную квартиру) составит 15 тыс. руб/мес.
3. Оплата учебы в вузе – 120,0 тыс. руб/год, или 10 тыс. руб/мес.
Итого объем расходов но трем группам:
32.0 + 15 + 10,0 = 57 тыс. руб/мес.
Напомним, что совокупный доход семьи равен 39,56 тыс. руб.
Таким образом, дефицит бюджета семьи из двух взрослых работающих и двух детей составит 17,44 тыс. руб/мес.
Таким образом, в конкретных российских условиях фактический уровень заработной платы не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы. В лучшем случае в оптимальном (выше рассматриваемом) варианте семья может позволить себе воспитание только одного ребенка.
Кроме того, это объясняет тот факт, что на большинство работающих нельзя возложить финансовую нагрузку по финансированию пенсионного и медицинского страхования.
Следует отметить, что предложенный автором метод расчета заработной платы, обеспечивающий простое воспроизводство рабочей силы, опирается на достаточно проработанную методологическую базу. Например, В. II. Бобковым и другими учеными Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) всесторонне изучены и обоснованы потребительские бюджеты различного уровня достатка с одним, двумя и тремя детьми, структура затрат на рабочую силу и социальные нормы их обоснования, включая затраты на жилье, доступность услуг здравоохранения, услуг учреждений дошкольного образования и воспитания[4].