Показатели и методы оценки персонала
Центральный вопрос любой оценки – установление ее показателей (табл. 7.5). Показатели оценки в одном случае определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором – соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на следующие группы:
1) личностные качества;
2) оценка профессионального поведения;
3) оценка результативности труда.
Первая группа показателей оценки – личностные качества. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено нешироким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, сформулированных ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема – это отсутствие возможности непосредственного наблюдения за проявлениями свойств личности.
Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается система-точностью оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть. Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей (комплексность оценки персонала).
Таблица 7.5
Примерный перечень показателей оценки
Личностные качества |
Оценка профессионального поведения |
Оценка результативности труда |
Темперамент |
Уровень квалификации |
Итоги производственной и иной деятельности: производительность труда, прибыль и др.; количество привлеченных клиентов и т.д. |
Характер |
Уровень специальной подготовки |
|
Дисциплинированность |
Знание смежных вопросов |
|
Чувство ответственности |
Коммерческое чутье |
|
Трудовое рвение |
Умение убеждать |
|
Коммуникабельность |
Навыки планирования и организации |
|
Приспособляемость |
Умение вести переговоры |
|
Сообразительность |
Плановость и ритмичность работы |
|
Личная инициатива |
Изобретательность и находчивость |
|
Дружелюбие |
Сообразительность |
|
Аналитические способности |
Координация деятельности подчиненных |
|
Лидерские качества |
Соответствие должности |
|
Стрессоустойчивость |
Способность работать в команде |
|
Самокритичность |
Организаторские способности |
|
Интеллект |
Обучаемость |
|
Конфликтность |
Опыт работы (стаж) |
|
Внешний вид |
Знание производства |
|
Честность |
Умение поддерживать дисциплину |
|
Здоровье |
Конкретность и честность в принятии решений |
В современных организациях накоплены различные методики проведения деловой оценки (аттестации) персонала: рейтинг, ранжирование, тестирование, описательный метод в форме отзыва менеджера на работника, центры оценки и т.д.
Метод оценки работы персонала в настоящее время достаточно подробно освящаются в работах отечественных и зарубежных авторов. Их классификация приведена на рис. 7.13.
Рис. 7.13. Классификация методов оценки персонала[1]
К наиболее популярным методам оценки персонала относятся:
– метод оценки по критическим ситуациям;
– метод балльной оценки (графическая шкала оценок);
– метод оценки по целям (МВО);
– метод сравнений;
– метод центров оценки (Assessment – Center-АС).
В соответствии с целью оценки и ее предметом выбирается целесообразный метод оценки (табл. 7.6).
Метод оценки персонала – последовательно применяемый субъектами оценки способ достижения цели, поставленной в процессе выполнения функции управления персоналом, на основе познания, исследования предмета оценки с получением результата в виде принятия кадрового решения.
Таблица 7.6
Методы оценки персонала
Название |
Краткое описание |
Результат |
Источниковедческий (биографический) |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика |
Заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) |
Беседа с работником в режиме "вопрос–ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике |
Вопросник с ответами |
Анкетирование (самооценка) |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа |
Анкета |
Социологический опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные) |
Анкета социологической оценки |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментальных наблюдений и фотографии рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью "ключей" |
Психологический портрет |
Экспертные оценки |
Определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.) |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Деловая игра |
Проведение организационнодеятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям ("генератор идей", "организатор", "критик", "эксперт", "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе |
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей |
Анализ конкретных ситуаций |
Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада |
Доклад с альтернативами решения ситуации |
Ранжирование |
Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) |
Ранжированный список работников (кандидатов) |
Программированный контроль |
Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов |
Карта программированного контроля, оценка знаний и умений |
Экзамен (зачет, защита бизнес-плана) |
Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией |
Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план |
Самоотчет (выступление) |
Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств |
Письменный отчет |
Аттестация персонала |
Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности и последующего анализа ответов для определения потенциала человека |
Протокол аттестационной комиссии, приказ руководителя |
Метод оценки персонала содержит следующие элементы:
– область приложения (объект и предмет оценки);
– инструментарий, основанный на показателях и критериях оценки;
– процедуру применения метода.
Говоря об эффективности применения того или иного метода оценки персонала необходимо учитывать целесообразность его применения (рис. 7.14).
Целесообразный МОП – это метод, при использовании которого степень соотношения затрат на его разработку и применение, с одной стороны, и эффекта от его использования – с другой, будет оптимальной. Критериями оценки целесообразности МОП могут служить:
• затраты на разработку (финансовые и трудовые);
• затраты на использование метода;
• простота в использовании для субъектов оценки;
• ясность для понимания объектов (если это необходимо);
• применимость результатов для принятия кадрового решения в соответствии с поставленными целями.
Рис. 7.14. Целесообразность применения методов проведения оценки
Характеристики некоторых методов оценки персонала представлены в табл. 7.7, 7.8.
Таблица 7.7
Преимущества и недостатки некоторых методов оценки персонала
Метод |
Преимущество |
Недостатки |
|
Графическая школа оценивания |
Прост в применении; обеспечивает количественный рейтинг работ для каждого |
Нормы могут быть неясными; проблемы могут также возникнуть из-за эффекта "ореола", центральной тенденции, мягкости, предубежденности |
|
Метод оценки по критическим ситуациям |
Помогает объяснить работающим, что значит "хорошее" и "плохое" исполнение обязанностей; заставляет тестирующего оценивать подчиненных на основе поведения |
Трудно ставить ранги работающим, отличая их друг от друга |
|
Метод оценки по целям |
Привязан к совместно оговоренным целям исполнения обязанностей |
Занимает много времени |
|
Метод сравнений |
Прост в применении. Избегает центральной тенденции, когда все работающие оцениваются "средне" |
Может вызвать несогласие работающих и несправедлив, если все работающие действительно отлично исполняли обязанности |
|
Таблица 7.8
Основные методы оценки работников в сфере управления
Методы |
Простота |
Малая трудоемкость |
Четкие критерии |
Количественные показатели |
Объективный результ |
Субъекты оценки |
Автоматизация процедуры |
Недостатки |
Экспертных оценок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Несколько человек, эксперт |
+ |
Зависят от выбора экспертов |
Градаций |
+ |
+ |
Эксперт, руководитель |
Широкое поле интерпретации показателей |
||||
Оценочных шкал |
+ |
+ |
+ |
Эксперт, руководитель |
Связаны с описанием отрезков шкалы |
|||
Альтернативных характеристик |
+ |
+ |
Эксперт, руководитель |
Субъективность в оценивании |
||||
Стандартных оценок |
+ |
+ |
Эксперт, руководитель |
Не учитывают особенности профессиональной деятельности |
||||
Сравнительный |
+ |
– |
+ |
- |
– |
Руководитель |
+ |
Недоверие руководителям, обиды |
Ранжирования |
– |
– |
Руководитель |
– |
Дистанция между оценщиками |
|||
Установки целей |
+ |
+ |
Руководитель |
+ |
Совмещены с эффективностью деятельности, невозможно выделить личный вклад работника в общие результаты |
|||
Тестирование |
+ |
Руководитель |
Затраты времени при подготовке вопросов |
|||||
Разбора деловых бумаг |
+ |
– |
– |
Эксперт |
– |
Трудоемкость |