Показатели и методы оценки персонала

Центральный вопрос любой оценки – установление ее показателей (табл. 7.5). Показатели оценки в одном случае определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором – соответствие сотрудника профессиональным требованиям.

При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на следующие группы:

1) личностные качества;

2) оценка профессионального поведения;

3) оценка результативности труда.

Первая группа показателей оценки – личностные качества. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено нешироким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, сформулированных ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема – это отсутствие возможности непосредственного наблюдения за проявлениями свойств личности.

Если мы наблюдаем людей при выполнении ими определенной работы, то можем говорить в основном об их образе поведения или достигнутых результатах и в меньшей мере о свойствах личности. Однозначность оценки этих свойств возможна при неоднократном и достаточно постоянном наблюдении за сотрудником, что фактически является делом очень сложным и нередко ведет к искаженному восприятию сотрудника оценщиком, так как не обеспечивается система-точностью оценки. При этом определенное свойство личности может рассматриваться как потенциал достижения результата для одного человека, а для другого таковым может и не быть. Указанные особенности применения личностных свойств в качестве показателей оценки персонала требуют осторожного и взвешенного подхода при обязательном сочетании с другими группами показателей (комплексность оценки персонала).

Таблица 7.5

Примерный перечень показателей оценки

Личностные качества

Оценка профессионального поведения

Оценка результативности труда

Темперамент

Уровень квалификации

Итоги производственной и иной деятельности: производительность труда, прибыль и др.; количество привлеченных клиентов и т.д.

Характер

Уровень специальной подготовки

Дисциплинированность

Знание смежных вопросов

Чувство ответственности

Коммерческое чутье

Трудовое рвение

Умение убеждать

Коммуникабельность

Навыки планирования и организации

Приспособляемость

Умение вести переговоры

Сообразительность

Плановость и ритмичность работы

Личная инициатива

Изобретательность и находчивость

Дружелюбие

Сообразительность

Аналитические способности

Координация деятельности подчиненных

Лидерские качества

Соответствие должности

Стрессоустойчивость

Способность работать в команде

Самокритичность

Организаторские способности

Интеллект

Обучаемость

Конфликтность

Опыт работы (стаж)

Внешний вид

Знание производства

Честность

Умение поддерживать дисциплину

Здоровье

Конкретность и честность в принятии решений

В современных организациях накоплены различные методики проведения деловой оценки (аттестации) персонала: рейтинг, ранжирование, тестирование, описательный метод в форме отзыва менеджера на работника, центры оценки и т.д.

Метод оценки работы персонала в настоящее время достаточно подробно освящаются в работах отечественных и зарубежных авторов. Их классификация приведена на рис. 7.13.

Рис. 7.13. Классификация методов оценки персонала[1]

К наиболее популярным методам оценки персонала относятся:

– метод оценки по критическим ситуациям;

– метод балльной оценки (графическая шкала оценок);

– метод оценки по целям (МВО);

– метод сравнений;

– метод центров оценки (AssessmentCenter-АС).

В соответствии с целью оценки и ее предметом выбирается целесообразный метод оценки (табл. 7.6).

Метод оценки персонала – последовательно применяемый субъектами оценки способ достижения цели, поставленной в процессе выполнения функции управления персоналом, на основе познания, исследования предмета оценки с получением результата в виде принятия кадрового решения.

Таблица 7.6

Методы оценки персонала

Название

Краткое описание

Результат

Источниковедческий (биографический)

Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика

Заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера

Интервьюирование (собеседование)

Беседа с работником в режиме "вопрос–ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике

Вопросник с ответами

Анкетирование (самооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа

Анкета

Социологический опрос

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные)

Анкета социологической оценки

Наблюдение

Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментальных наблюдений и фотографии рабочего дня

Отчет о наблюдении

Тестирование

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью "ключей"

Психологический портрет

Экспертные оценки

Определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника

Модель рабочего места

Критический инцидент

Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к вину, женщинам и т.д.)

Отчет об инциденте и поведении человека

Деловая игра

Проведение организационнодеятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям ("генератор идей", "организатор", "критик", "эксперт", "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе

Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей

Анализ конкретных ситуаций

Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада

Доклад с альтернативами решения ситуации

Ранжирование

Сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)

Ранжированный список работников (кандидатов)

Программированный контроль

Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов

Карта программированного контроля, оценка знаний и умений

Экзамен (зачет, защита бизнес-плана)

Контроль профессиональных знаний и умений, предусматривающий предварительную подготовку оцениваемого по определенной дисциплине (кругу проблем) и выступление перед экзаменационной комиссией

Экзаменационный лист с оценками, бизнес-план

Самоотчет (выступление)

Письменный отчет или устное выступление руководителя или специалиста перед трудовым коллективом с анализом выполнения плана работы и личных обязательств

Письменный отчет

Аттестация персонала

Комплексный метод оценки персонала, использующий другие методы (интервью, анкетирования, наблюдения, тестирования, экспертных оценок и др.) для определения аттестационной комиссией соответствия кандидата вакантной или занимаемой должности и последующего анализа ответов для определения потенциала человека

Протокол аттестационной комиссии, приказ руководителя

Метод оценки персонала содержит следующие элементы:

– область приложения (объект и предмет оценки);

– инструментарий, основанный на показателях и критериях оценки;

– процедуру применения метода.

Говоря об эффективности применения того или иного метода оценки персонала необходимо учитывать целесообразность его применения (рис. 7.14).

Целесообразный МОП – это метод, при использовании которого степень соотношения затрат на его разработку и применение, с одной стороны, и эффекта от его использования – с другой, будет оптимальной. Критериями оценки целесообразности МОП могут служить:

• затраты на разработку (финансовые и трудовые);

• затраты на использование метода;

• простота в использовании для субъектов оценки;

• ясность для понимания объектов (если это необходимо);

• применимость результатов для принятия кадрового решения в соответствии с поставленными целями.

Рис. 7.14. Целесообразность применения методов проведения оценки

Характеристики некоторых методов оценки персонала представлены в табл. 7.7, 7.8.

Таблица 7.7

Преимущества и недостатки некоторых методов оценки персонала

Метод

Преимущество

Недостатки

Графическая школа оценивания

Прост в применении; обеспечивает количественный рейтинг работ для каждого

Нормы могут быть неясными;

проблемы могут также возникнуть из-за эффекта "ореола", центральной тенденции, мягкости, предубежденности

Метод оценки по критическим ситуациям

Помогает объяснить работающим, что значит "хорошее" и "плохое" исполнение обязанностей; заставляет тестирующего оценивать подчиненных на основе поведения

Трудно ставить ранги работающим, отличая их друг от друга

Метод оценки по целям

Привязан к совместно оговоренным целям исполнения обязанностей

Занимает много времени

Метод сравнений

Прост в применении. Избегает центральной тенденции, когда все работающие оцениваются "средне"

Может вызвать несогласие работающих и несправедлив, если все работающие действительно отлично исполняли обязанности

Таблица 7.8

Основные методы оценки работников в сфере управления

Методы

Простота

Малая трудоемкость

Четкие критерии

Количественные показатели

Объективный результ

Субъекты оценки

Автоматизация процедуры

Недостатки

Экспертных оценок

+

+

+

+

+

Несколько человек, эксперт

+

Зависят от выбора экспертов

Градаций

+

+

Эксперт, руководитель

Широкое поле интерпретации показателей

Оценочных шкал

+

+

+

Эксперт, руководитель

Связаны с описанием отрезков шкалы

Альтернативных характеристик

+

+

Эксперт, руководитель

Субъективность в оценивании

Стандартных оценок

+

+

Эксперт, руководитель

Не учитывают особенности профессиональной деятельности

Сравнительный

+

+

-

Руководитель

+

Недоверие руководителям, обиды

Ранжирования

Руководитель

Дистанция между оценщиками

Установки целей

+

+

Руководитель

+

Совмещены с эффективностью деятельности, невозможно выделить личный вклад работника в общие результаты

Тестирование

+

Руководитель

Затраты времени при подготовке вопросов

Разбора деловых бумаг

+

Эксперт

Трудоемкость