Показатели, характеризующие затраты на охрану окружающей среды на макроуровне
В международной статистике ОС отводится особое место показателям, характеризующим природоохранную деятельность и осуществляемые затраты с макростатических позиций. Повсеместно признается важность этих показателей для межгосударственных сравнений. Вместе с тем отмечаются трудности таких сравнений, вызванные как общей сложностью международных сопоставлений стоимостных показателей, так и специфическими факторами.
В соответствии с практикой большинства развитых стран, а также рекомендаций ООН, ОЭСР, МВФ, Всемирного банка, Европейского агентства по окружающей среде и ряда других организаций все затраты природоохранного характера по своему экономическому содержанию делятся на две основные группы:
1) текущие затраты на охрану ОС;
2) капитальные затраты (инвестиции в основной капитал) на охрану ОС.
В состав показателей, отражающих текущие затраты, входят издержки по содержанию и эксплуатации основных средств (основных фондов) природоохранного назначения. В статистике промышленности, сельского хозяйства и ряда других отраслей текущие затраты на охрану ОС соотносят с общей величиной материальных издержек.
В эту же группу входят некоторые текущие расходы, не связанные с эксплуатацией основных природоохранных фондов, но имеющие целевое природозащитное назначение. К ним относятся, например, затраты на рекультивацию (восстановление) нарушенных земель, тушение лесных пожаров, ОГЛАВЛЕНИЕ ООПТ и охрану диких животных, и др.
В состав капитальных затрат входят инвестиции в основной капитал на строительство, реконструкцию и модернизацию природоохранных сооружений, установок и оборудования. Кроме того, сюда может входить часть сопряженных капитальных инвестиций, т.е. затрат на изменение производственных процессов. Капитальные затраты могут рассчитываться в стоимостном выражении или в % к общему объему инвестиций в основной капитал в целом по экономике страны.
В целях организации унифицированного и сопоставимого в международном плане учета природоохранных затрат в конце XX– начале XXI вв. ООН, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и ряд других организаций разработали целевой Классификатор видов деятельности и затрат на охрану окружающей среды в версии 2000 г. с поясняющими указаниями (Classification of Environmental Protection Activities and Expenditure 2000, СЕРА 2000).
КДЗООС-2000 является обобщенным и функциональным классификатором, предназначенным для целей охраны окружающей среды. Он разработан для классификации как соответствующих видов деятельности, так и различной продукции (товаров и услуг), затрат, инвестиций и т.п. Классификатор во многом связан с задачами построения природно-ресурсных и природоохранных сателлитных счетов в рамках СНС.
Учет и статистическое наблюдение природоохранных затрат требует четкого детерминирования видов деятельности по охране окружающей среды и их агрегирования в сводные природоохранные мероприятия. В рамках КДЗООС-2000 эта деятельность трактуется как особая разновидность хозяйственной активности в том смысле, в каком вся хозяйственная деятельность трактуется в системе национальных счетов. В этой связи рассматриваемая деятельность (работы, мероприятия) использует различные ресурсы, такие как оборудование, трудовые ресурсы, различные активы (в том числе нематериального характера), информационные системы, а также продукты, сырье и материалы в целях создания новых и специфических (целевых) товаров и услуг.
Классификатор видов деятельности и затрат на охрану окружающей среды – 2000 (КДЗООС-2000)
1. Защита атмосферного воздуха и предотвращение воздействий, приводящих к негативному изменению климата
1.1. Предотвращение загрязнения воздушного бассейна путем изменения производственных процессов:
1.1.1. в целях непосредственной охраны атмосферного воздуха;
1.1.2. в целях предотвращения неблагоприятных изменений климата и защиты озонового слоя Земли.
1.2. Очистка отходящих газов и вентиляционного воздуха:
1.2.1. в целях непосредственной охраны атмосферного воздуха;
1.2.2. в целях предотвращения неблагоприятных изменений климата и защиты озонового слоя Земли.
1.3. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
1.4. Прочая деятельность.
2. Охрана водных источников от загрязнения сточными водами
2.1. Предотвращение загрязнения водных источников путем изменения производственных процессов.
2.2. Канализационные сети.
2.3. Очистка сточных вод.
2.4. Мероприятия по охлаждению сточных вод (борьба с тепловым загрязнением).
2.5. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
2.6. Прочая деятельность.
3. Управление обращением отходов (обращения с отходами)
3.1. Предотвращение загрязнения окружающей среды путем изменения производственных процессов.
3.2. Сбор и транспортировка.
3.3. Переработка (обезвреживание) и размещение в ОС опасных отходов:
3.3.1. термическая переработка;
3.3.2. свалки, складирование, захоронение, компостирование;
3.3.3. прочие виды переработки и размещения.
3.4. Переработка (повторное использование) и размещение неопасных отходов:
3.4.1. сжигание;
3.4.2. свалки, складирование, захоронение, компостирование;
3.4.3. прочие виды переработки (повторного использования рециклинга) и размещения.
3.5. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
3.6. Прочая деятельность.
4. Защита и восстановление почвы, подземных вод и поверхностных водных источников
4.1. Предотвращение инфильтрации загрязняющих веществ.
4.2. Очистка почвенной и водной поверхности.
4.3. Защита почв от эрозии и других форм физической деградации.
4.4. Предотвращение и устранение засоления почв.
4.5. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
4.6. Прочая деятельность.
5. Борьба с шумом и вибрацией (исключая мероприятия внутризаводского характера по охране труда на рабочих местах)
5.1. Мероприятия по изменению производственных (технологических) процессов:
5.1.1. при авто- и железнодорожном движении;
5.1.2. авиаперевозках;
5.1.3. для промышленных и других источников шума (вибрации).
5.2. Сооружение шумозащитных/противовибрационных объектов:
5.2.1. авто- и железнодорожное движение;
5.2.2. авиаперевозки;
5.2.3. промышленные и другие источники шума.
5.3. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
5.4. Прочая деятельность.
6. Защита биоразнообразия и ландшафтов
6.1. Охрана и восстановление биологических видов и мест обитания (ареалов).
6.2. Охрана природных и природно-антропогенных ландшафтов.
6.3. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
6.4. Прочая деятельность.
7. Защита от радиационного воздействия (исключая вопросы внешней государственной безопасности/обороны)
7.1. Охрана окружающих сообществ от радиации.
7.2. Транспортировка и обезвреживание отходов с высоким уровнем радиоактивности.
7.3. Проведение инструментальных замеров и контрольных мероприятий, ОГЛАВЛЕНИЕ соответствующих лабораторий и т.п.
7.4. Прочая деятельность.
8. Научные исследования и разработки (НИОКР)
8.1. Мероприятия по защите атмосферного воздуха и климата:
8.1.1. охрана атмосферного воздуха;
8.1.2. охрана атмосферы и климата Земли.
8.2. Мероприятия по защите водных ресурсов.
8.3. Отходы.
8.4. Мероприятия по защите почв и подземных вод.
8.5. Мероприятия по борьбе с шумом и вибрацией.
8.6. Мероприятия по охране биологических видов и мест обитания (ареалов).
8.7. Мероприятия по защите от радиационного воздействия.
8.8. Прочие НИОКР в области охраны окружающей среды.
9. Другая деятельность по защите окружающей среды
9.1. Общее административное управление и менеджмент в области охраны окружающей среды:
9.1.1. общее администрирование, регулирование и т.п. в области охраны окружающей среды;
9.1.2. текущий менеджмент в области окружающей среды.
9.2. Образование, переподготовка (повышение квалификации) специалистов и информационное обеспечение.
9.3. Деятельность, связанная с неделимыми затратами (расходами).
9.4. Прочие, не идентифицированные ранее виды деятельности.
Затраты на охрану окружающей среды в рамках КДЗООС-2СЮО в экономическом плане представляют собой расходы, состоящие:
1) из статей и элементов текущих издержек по охране окружающей среды (расходов на тепло- и электроэнергию, сырье и полуфабрикаты, из заработной платы и других выплат работникам, потребления основного капитала, оплаты сторонних услуг и т.д.);
Примечание. В соответствие с рекомендациями Европейской Комиссии, ОЭСР и Евростата потребление основного капитала не должно включаться в общую сумму текущих природоохранных расходов. Это предложение имеет несколько спорный характер. В России данный элемент затрат (в виде амортизационных отчислений на основные фонды по охране ОС) при соответствующих макростатистических расчетах учитывается отдельно.
2) капитальных вложений, т.е. затрат на формирование основного капитала и расходов (инвестиций) на покупку земельных участков, предназначенных для природоохранной деятельности. В составе этой подгруппы выделяют два вида расходов:
а) затраты на целевые природоохранные сооружения, установки и оборудование (иногда их называют расходами "на конце трубы", end-of-pipe expenditures). Имеются в виду расходы на строительство, закупку, монтаж и т.д. целевых технических объектов и устройств, которые применяются для охраны ОС;
б) затраты в виде сопряженных инвестиций или затрат на технологии, ориентированные на охрану ОС (экоориентированные технологии). Конкретно они выражаются в сумме издержек по вводу нового или реконструированного оборудования, разработанного таким образом, что природоохранные элементы являются интегрированной (неразрывной) частью общего производственного процесса. Следует иметь в виду, что в рассматриваемую группу входит не весь объем сопряженных затрат, а лишь их определенная часть, превышающая величину типовых инвестиций с пониженными природоохранными характеристиками (условная разница между капитальными затратами на экоориентированные и типовые технологии). Иногда эту часть называют экстраэкостоимостью;
3) затрат природопользователей на приобретение продукции, связанной с охраной окружающей среды. В первую очередь эта группа охватывает конечные расходы домашних хозяйств;
4) трансфертов на природоохранную деятельность (субсидий, инвестиционных грантов, международной помощи, дотаций, налогов, направленных на защиту окружающей среды, и др.).
5) некоторых других видов затрат.
Общий алгоритм соответствующих расчетов предусматривает получение двух взаимосвязанных макроагрегатов – так называемых Расходов I и Расходов II:
Расходы I = инвестиционные затраты, связанные с покупкой и/или созданием основных средств по охране ОС (капиталовложения в оборудование на "конце трубы" плюс природоохранная часть сопряженных инвестиций) + внутрипроизводственные текущие расходы (промежуточное потребление в виде соответствующих материальных затрат и оплата труда работников, осуществляющих природоохранную деятельность, без учета потребления основного капитала) – выплаты сторонним организациям за оказанные ими услуги природоохранного назначения (например, очистку сточных вод или обезвреживание опасных отходов) – выручка/доходы от попутной продукции, полученной в ходе охраны ОС (например, нефтепродуктов при очистке сточных вод).
Расходы II = Расходы I скорректированные на перечисленные, выплаченные (+) или полученные (-) трансферты, т.е. средства, связанные с проведением природоохранной деятельности, включая особые (так называемые "связанные") эконалоги + платежи за услуги природоохранного назначения, оказанные сторонними предприятиями (т.е. средства, выплаченные другим хозяйственным единицам или секторам за оказание услуг по охране ОС) – доходы от услуг природоохранного характера, оказанных сторонним предприятиям (средства, полученные от реализации услуг по охране ОПС другим хозяйственным единицам или секторам).
Расходы I характеризуют объем затрат, которые осуществляются в каком-либо институциональном секторе в ходе проведения природоохранных работ. При этом и затраты, и сами работы целиком осуществляет данный сектор. Любая экономическая выгода (выручка от реализации товаров и услуг или экономия от повторного использования попутной продукции), непосредственно связанная с природоохранной деятельностью, должна быть вычтена из объема издержек. Это делается в целях расчета чистой величины затрат, осуществленных рассматриваемым сектором в области охраны ОС для собственных нужд.
Расходы II характеризуют общую сумму средств, которая была направлена каким-либо институциональным сектором на покрытие природоохранных издержек, независимо от того, в каком секторе они (эти издержки) реализуются в конечном виде. Указанный подход означает, что часть Расходов I в каком- либо секторе, которая была профинансирована хозяйственными единицами других секторов (через субсидии, полученные платежи и др.), должна быть вычтена из затрат финансируемого сектора. Одновременно, часть Расходов I в других секторах, которые профинансировал рассматриваемый сектор через субсидии или различные платежи, должна быть добавлена к расходам этого (т.е. финансирующего) сектора.
Наличие показателей, характеризующих затраты на охрану окружающей среды, обеспечивают возможность оценки эффективности природоохранной деятельности. Эта эффективность может быть рассчитана как отношение природоохранных издержек к величине полученного результата. Последний определяется разными методами, например разницей между величинами наносимого окружающей среде ущерба до и после проведения соответствующих мероприятий.
В ряде стран, прежде всего в США, собираются и анализируются данные о численности работников, занятых в природоохранной сфере деятельности, объемах продаж природоохранных товаров и услуг, получаемой при этом выручке и т.д.