Лекция 12. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие эффективности неразрывно связано с критерием, который применяется для се оценки. Так, эффективность деятельности налоговой службы определяется тем, насколько действия налоговых органов отвечают целям и задачам, которые ставятся перед ними. Здесь можно говорить о таких критериях, как максимизация собираемости налогов, взысканий по выявленным нарушениям налогового законодательства, минимизация снижения доначислений в судебном порядке, количества налоговых правонарушений и т.п.
Понятие эффективности налоговой политики отличается от понятия эффективности деятельности налоговой службы. Оно не может быть определено в рамках только вопросов налогообложения, так как налоговая политика является составной и неотъемлемой частью финансовой и всей социально-экономической политики страны.
Поэтому эффективность налоговой политики определяется тем, насколько она отвечает целям и задачам, которые ставятся не только перед налоговыми органами, но и перед всем обществом.
Рассмотрим, что говорится по рассматриваемым вопросам в основных нормативных правовых актах РФ и прежде всего в БК РФ.
Налоговая политика как часть экономической политики
Бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, образуют доходы бюджета, к которым относятся, в частности, налоговые доходы, составляющие основную часть всех поступлений в бюджет (ст. 41 БК РФ).
В ст. 8 НК РФ определяется назначение налогов как денежных средств, индивидуально и безвозмездно взимаемых с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Индивидуальная безвозмездность не означает, что за уплату налогов налогоплательщики не получают взамен ничего. Просто налоги выполняют общественные функции, которые реализуются через бюджетные расходы. Таким образом, бюджетные доходы и расходы являются двумя сторонами одной монеты.
Бюджетными полномочиями по разработке и представлению в Правительство РФ основных направлений бюджетной и налоговой политики обладает Минфин России (ст. 65 БК РФ).
Отметим, что бюджетная и налоговая политика идут "в одной связке", что не случайно, так как доходы собираются не просто ради "доходов", а для осуществления запланированных расходов, при этом планирование расходов выполняется на основе прогноза социально-экономического развития.
Составление проекта бюджета основывается:
— на Бюджетном послании Президента РФ;
— прогнозе социально-экономического развития;
— основных направлениях бюджетной и налоговой политики; государственных (муниципальных) программах (ст. 72 БК РФ).
Проект федерального закона о федеральном бюджете па очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно:
— с основными направлениями бюджетной и налоговой политики РФ на очередной финансовый год и плановый период;
- предварительными итогами (за истекший период текущего финансового года) социально-экономического развития РФ;
— ожидаемыми итогами (за текущий финансовый год) социально-экономического развития РФ;
- прогнозом (на очередной финансовый год и плановый период) социально-экономического развития РФ;
- оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
- прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период, и другими документами (ст. 192 БК РФ).
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждаются (ст. 199 БК РФ):
- концепция федерального закона о федеральном бюджете;
- прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции;
- основные направления бюджетной и налоговой политики РФ.
В региональный (местный) законодательный (представительный) орган представляются:
— основные направления бюджетной и налоговой политики;
— предварительные итоги (за истекший период текущего финансового года) социально-экономического развития соответствующей территории;
— ожидаемые итоги (за текущий финансовый год) социально-экономического развития соответствующей территории;
— прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
— прогноз основных характеристик консолидированного бюджета (общий объем доходов и расходов, дефицита (профицита) бюджета) на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план и другие документы (ст. 184.2 БК РФ).
Перечисленные документы представляются одновременно с проектом закона (решения) о бюджете (ст. 184.2 БК РФ).
Таким образом, БК РФ ясно устанавливает связь между налоговой и всей бюджетной и социально-экономической политикой государства.
Связь налоговой политики со всей социально-экономической политикой государства проявляется и в одном из принципов, сформулированных в НК РФ, в котором говорится о том, что налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (ст. 3 НК РФ).
Если подняться на уровень задач, стоящих перед обществом в целом, то становится очевидным приоритет социально-экономической политики, задающей направление, в котором должны разрабатываться и оцениваться бюджетная и налоговая политика государства.