Поисковые системы
Решение задачи морфологического поиска в текстах на русском языке способствовало почти одновременному появлению на рынке программных продуктов целой серии поисковых программ ("Апорт", "Нигма" и т.д.). Однако в России наибольший успех выпал на долю двух главных отечественных поисковых систем, которые превратились сегодня в многопрофильные информационные порталы, оставаясь при этом наиболее крупными и авторитетными поисковыми серверами российского сегмента глобальной сети Интернет – Рунета. Это поисковый сервис "Яндекс" (yandex.ru), который начат работать в 1997 г., и поисковый сервис "Рамблер" (rambler.ru), появившийся в 1996 г.
Рис. 6.13. Логотип поисковой системы "Яндекс" (Yandex)
Рис. 6.14. Логотип поисковой системы "Рамблер" (Rambler)
В последнее время сферу информационного поиска в Интернете активно разрабатывает поисковая система нового усовершенствованного типа – Google. Этот поисковый сервер функционирует с 1998 г., и за достаточно короткое время своего существования он успел вытеснить из употребления почти все остальные поисковые системы. Поисковая система Google является мультиязычным поисковым порталом, который позволяет вести информационный поиск в Интернете на более чем 200 языках. Поэтому мировая тройка лидеров веб-поиска в 2014 г. выглядит следующим образом: Google обрабатывает до 70% всех поисковых запросов, Baidu – до 17%, Yahoo – до 6,5% (по данным компании NetMarketShare).
Логотипы поисковых систем "Яндекс", "Рамблер" и Google приведены на рис. 6.13–6.15. В некоторые праздничные и знаменательные дни на странице поиска Google можно увидеть специальный логотип – "дудл" (от англ. doodle – каракули) (рис. 6.16).
Рис. 6.13. Логотип поисковой системы Google
Рис. 6.16. Пример маркированного варианта логотипа поисковой системы Google ("дудл" к юбилею М. Ю. Лермонтова)
В российском сегменте Интернета лидером информационного поиска в Интернете остается отечественная программная разработка – поисковая система "Яндекс", на долю которой, но данным Livelntemet.ru, в 2014 г. приходилось 53% всех поисковых запросов, поступающих с территории России (в то время как на долю Google – 36,6%).
Поиск информации с помощью поисковых систем
Несмотря на стремление авторов каждой поисковой системы предоставлять все большее количество самых разнообразных услуг, связанных с информационным поиском, пользовательский интерфейс практически всех поисковых систем устроен сходным образом, различия могут касаться отдельных правил построения поискового запроса, а также формата предоставляемых поисковым сервером данных. Рассмотрим основные возможности поиска информации в Интернете с помощью поисковых порталов "Яндекс" (Yandex) и Google.
Начальная веб-страница поиска в рассматриваемых системах состоит из полей со строго определенными функциями. Прежде всего, это логотип самой системы и поисковая строка – интерактивная форма, в которую пользователь вводит ключевое слово или несколько слов (при так называемом простом поиске). Основное пространство загружаемой в браузер страницы отведено результатам поиска – списку ссылок на найденные информационные ресурсы, в которых присутствуют искомые ключевые слова. На странице поиска постоянно представлены также имеющиеся у системы инструменты управления поиском и поисковые фильтры, которые используются для более точного определения сферы ведения поиска, а также навигационные средства для ориентации в пространстве найденных результатов.
На страницах поисковых систем может также присутствовать рекламная информация (контекстная реклама, т.е. реклама, связанная с тематикой поиска), для которой также отводится специальное поле или маркированные особым образом (чаще всего, с помощью контрастного цвета фона) сегменты страницы. Вид страницы результатов поискового запроса с ключевым словом "филология" в поисковых системах "Яндекс" и Google представлен на рис. 6.17 и 6.18.
Рис. 6.17. Результаты на запрос информации по теме "филология" в поисковой системе "Яндекс"
Рис. 6.18. Результаты на запрос информации по теме "филология" в поисковой системе Google