Лекция 16. Поэзия

После изучения данной главы студент должен:

знать

основные особенности творчества Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, А. В. Жигулина, Η. М. Рубцова;

• библиографические источники по теме изучаемого материала;

уметь

• обозначить место изучаемого периода в историко-литературном процессе;

• проследить традиции формирования "громкой" и "тихой" лирики как поэтических течений;

владеть

• понятиями "направление" и "течение", "тихая" и "громкая" лирика;

• навыками сопоставительного анализа поэтических произведений.

Литературно-общественная ситуация

Наиболее ярким и выдающимся в поэтическом отношении является период 1960–1970-х гг., названный исследователями поэтическим бумом. В это время чрезвычайно обостряется общественный интерес к лирике; небывалый за последние десятилетия подъем переживает и сама поэзия. Изголодавшаяся по дискуссиям интеллигенция с восторгом подхватывает возможность высказаться, а поэтическая форма представляет для этого наиболее яркие способы воплощения. Лирика становится столь необходимой и желанной для общества, что появляющиеся в печати сборники стихотворений едва успевают дойти до прилавков магазинов. Поэтические вечера, которые проводятся при Политехническом музее, а иногда даже на спортивных стадионах, собирают огромное количество любителей поэзии.

Вернулись к поэтическому творчеству долго молчавшие (часто по независящим от них причинам) поэты старшего поколения, заявившие о себе еще в эпоху Серебряного века. Завершает свой творческий путь тонкий стилист, выдающийся мастер поэтического слова Борис Пастернак. В 1956 г. он начинает писать свою последнюю книгу стихов "Когда разгуляется". Работа продлилась с перерывами но январь 1959 г. Структура книги, в которую вошло 44 стихотворения, строится по принципу полифонии: тематические контрасты в расположении стихотворений сочетаются с повторами. В книге поднимаются извечные темы любви и смерти. Многие произведения посвящены природе; основным приемом является олицетворение. Поэтические строки зрелого творчества Пастернака стремятся к высокому уровню художественного обобщения.

Вершинные произведения зрелого периода творчества создает Анна Ахматова. Это "Поэма без героя" (1940– 1965, опубликована полностью в 1989), сборник "Бег времени" (1966). Ахматова подчеркивает, что героем "Поэмы..." стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающий в поэме в разных обличьях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Начало действия произведения относится к 1913-му, последнему мирному году в истории России перед крахом романовской империи. Поэма сложна по композиции и содержит множество символических образов. Для ее понимания важны отсылки к общекультурному контексту (например, творчеству Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к Родине в целом, болью за ее судьбу, за трагические страницы истории.

В это время активно публикуются и поэты 1930-х гг. – Александр Твардовский (окончательный вариант поэмы "За далью – даль", "Из лирики этих лет"), Ярослав Смеляков (сборник "День России"), Леонид Мартынов (сборник "Первородство") и др. После значительного перерыва публикуются стихи Анны Ахматовой, выходят первые сборники Арсения Тарковского ("Перед снегом", "Земле – земное", "Вестник"). Воспоминаниями о Великой Отечественной войне живет поэзия Евгения Винокурова, Сергея Орлова, Михаила Дудина, Николая Старшинова,

Юлии Друниной и др. Писателей волнуют как образцы беспримерного народного подвига, сделавшего эту эпоху незабываемой героической страницей истории, так и трагедия войны, нанесенные ею раны.

В литературу приходит новое поколение поэтов, условно группирующееся в две основные линии: "громкая" (эстрадная) и "тихая" лирика. К первому направлению принадлежат Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Второе представлено именами Николая Рубцова, Анатолия Жигулина, Владимира Соколова, Глеба Горбовского и ряда других авторов.