Поэзия
Активную группу писателей ГДР составили поэты – антифашисты левых убеждений, заявившие о себе еще в межвоенные годы. Их признанный лидер И. Бехер (1891 – 1958), активный участник в политической и художественной жизни ГДР, стал автором его гимна.
Эрих Вайнерт (1890–1953), проведший годы войны в Советском Союзе, талантливый пропагандист, являл пример убежденного поэта-трибуна, создавшего панорамную "поэтохронику", в которой запечатлел главные вехи мировой истории почти за три десятилетия. Искренний друг нашей страны, Вайнерт активно переводил русских и советских поэтов от Лермонтова и Блока до Твардовского. Особенно близок ему был Маяковский, с которым его нередко и заслуженно сравнивали. Когда его спросили, почему он не пишет любовную лирику, он ответил, что все его стихотворения о любви. Наверное, он мог бы повторить слова Маяковского: "Я счастлив, что я этой силы частица". Вайиерт обладал бойцовским темпераментом, составлявшим его поэтическую и человеческую суть. На доме, где он жил, мемориальная доска, а на ней начертаны его слова: "Мыслям – ясность, / Сердцам – огонь, / Кулакам – силу".
Луи Фюрнберг (1902–1957), сын мелкого фабриканта, уроженец Чехии, рано вступил в компартию. После оккупации Чехословакии нацистами подвергся изощренным пыткам, почти потерял слух, был отправлен в тюрьму, откуда бежал. После многих мытарств добрел до Иерусалима, где вел пропагандистскую работу. После войны с 1954 г. обосновался в ГДР. Там он создал свое главное произведение "Брат Безымянный", имеющее подзаголовок "Жизнеописание в стихах". В центре – лирический герой, фигура автобиографическая. Он проходит путь духовных исканий – от одиночества, анархического бунтарства до погружения в реальную жизнь с ее драматизмом и борьбой.
Куба (1914–1967) (псевдоним Курта Бартеля) пришел в поэзию из гущи жизни. Выходец из трудовой семьи с демократическими традициями, он в молодости перепробовал немало рабочих профессий, был безработным, его первые стихи были одушевлены пафосом пролетарской революционности. Когда штурмовики начали охотиться за "красным Бартелем", он бежал в Чехословакию, а после ее оккупации нелегально добрался до Швеции, а оттуда до Лондона. После войны обосновался в ГДР, где завершил свою широкомасштабную "Поэму о Человеке". Это произведение эпического звучания об ужасах войны, о "порче", затронувшей все сферы жизни. Вместе с другими поэтами ГДР Куба писал не только о трагедии Германии, но и об ответственности немцев за все содеянное. Осуждая фашизм, был исполнен любви к родине. Верил, что победа над фашизмом неизбежна, а в ней решающий вклад – Страны Советов. Своим же поэтическим учителем он считал Маяковского. Куба воспевал строительство новой жизни в ГДР, но при этом не сбивался на ложную патетику и примитивные лозунги. В драматической балладе "Клаус Штергебекер" (1954) герой, "немецкий Робин Гуд", гроза богачей и народный заступник, в конце концов схваченный и казненный. Это был интересный опыт народного массового действа, характерного для России в первые послеоктябрьские годы.
Еще один крупный поэт Стефан Хермлин (1915–1997) вел литературную и пропагандистскую работу в рядах коммунистической молодежи; с 1936 г. жил в эмиграции, а с 1947 г. – в ГДР. За сборник "Двадцать две баллады" получил премию Генриха Гейне. Обладая высокой поэтической культурой, осваивая богатства мировой поэзии, в частности английской ренессансной лирики, Хермлин много внимания уделял переводам классики. Как оригинальный поэт был успешен в разных драматургических и стихотворных формах.
Как и многие писатели ГДР, Хермлин творил в условиях определенной идеологической "заданности", но старался нс приносить в жертву "актуальности" художественный элемент: он интенсивно работал над стилем. Эстетическая ценность наследия поэта определялась его бережным отношением к слову:
Я хочу быть хозяином речи,
Чтоб она подчинялась мне.
В освоение творчества поэтов ГДР значительный вклад внес известный переводчик и публицист Лев Гинзбург.
Драматургия: Хайнер Мюллер
Среди драматургов, наиболее активно и успешно работавших, приметен Хайнер Мюллер (1929–1995). Он выступил после войны как художник, в определенной степени продолжавший традиции эпического театра Брехта с его акцентом на интеллектуальное начало. Правда, некоторые сочинения Мюллера были подвергнуты критике за "отсутствие партийности" и "исторический пессимизм". Свои темы он находил как в мифологии и истории, так и в современности. Используя широкий спектр приемов, включая гротеск, фарс и гиперболу, он так переосмысляет мифологические сюжеты, что они обнаруживают уроки, небесполезные для современности.
В драме "Филоктет" – на сцене события, связанные с Троянской войной. Филоктет, сын Геракла, получил во время осады Трои тяжелое ранение. Он вернулся на остров Лемнос, испытывая глубокое одиночество и ненависть ко всем грекам. Однако Одиссей, Ахиллес и Неоптолем идут на любые ухищрения, желая вернуть Филоктета, опытного воина, на поле боя. События в пьесе относятся к мифологическим временам, но драматург дает понять: политика всегда была аморальна и своекорыстна и не принимала в расчет человеческие жертвы.
Среди любимых героев Мюллера Геракл – труженик, воплощение созидательного начала. В пьесе "Геракл 5" он совершает один из своих подвигов, очищая авгиевы конюшни. Сюжет дает повод для фарса и шутовства. В уста Геракла вложены гордые слова, обращенные к Зевсу: "Разреши мне, отец, чтобы я изменил твой мир". Он держит в руке солнце, пока не тает скованная льдом река. В целом ряде пьес – "Квартет", "Описание картины", "Загаженный берег", "Материал о Медее", "Пейзаж с аргонавтами", а также в переработке некоторых шекспировских сюжетов и мотивов Мюллер близок к поэтике абсурдистского театра. В пьесе "Гамлет" он предлагает свою интерпретацию принца Датского как человека, перед которым обнажились разрушительные силы истории. Как объяснить смысл подобного подхода? Как часто бывает, притчевость предполагает самые неоднозначные, неожиданные толкования. С одной стороны, Мюллер полагает, что ход истории иррационален, с другой – подтекст пьесы, по мысли одного из критиков, в том, что означает "трагедию сознания восточноевропейского интеллигента, чьи надежды на демократический социализм рушатся после подавления целого ряда антисталинских восстаний".
В октябре 1989 г. пала Берлинская стена. ГДР перестала существовать, объединившись с ФРГ в рамках единой Германии. Ее писатели X. Мюллер, К. Вольф и др. стали творить уже в новых исторических условиях. Сорокалетняя история литературы ГДР, сложная и непростая, должна быть оценена с позиции подлинного историзма. Лучшие произведения, созданные в эти годы, остаются в истории немецкого словесного искусства.