Поэты Великой Отечественной войны
Наряду с темой послереволюционных общественных перемен уже в конце 1930-х гг. немалое место в русской поэзии начинает занимать не затухавшая еще со времен Гражданской тема войны, инициируемая началом Второй мировой войны, а также советско-финской кампанией 1939–1940 гг. Старшее поколение поэтов воспринимает войну в Европе как жесточайшую из всемирных трагедий. Летом 1940 г., когда начинаются налеты фашистской Германии на Лондон, А. А. Ахматова создает такие строки ("Лондонцам"):
Двадцать четвертую драму Шекспира
Пишет время бесстрастной рукой.
<...>
Только не эту, не эту, не эту,
Эту уже мы не в силах читать!
Младшее поколение поэтов, воспитанное литературой о Гражданской войне, осознает свою жесткую причастность к надвигающимся событиям. Особенно отчетливо предчувствие трагедии своего поколения выразили в конце 1930-х и начале 1940-х гг. поэты-ифлийцы – так в хрущевскую оттепель, когда наконец были опубликованы их стихи, стали называть молодых поэтов, посещавших в конце 1930-х поэтический семинар при Гослитиздате. Это были студенты разных московских вузов, в основном ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории) и Литературного института им. М. Горького. Среди них Павел Давыдович Коган (1918–1942), Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943), Николай Петрович Майоров (1919–1942), Николай Отрада (Николай Карпович Турочкин; 1918–1940), Борис Моисеевич Смоленский (1921 – 1941) и др.
Выросшие и воспитанные в советской стране, эти юноши искренне верили в коммунистические идеалы. Студенты лучших гуманитарных вузов столицы, они не успели завершить образование:
А если скажет нам война: "Пора!" –
Отложим недописанные книги,
Махнем: "Прощайте" – гулким стенам институтов...
(Борис Смоленский)
Большинство из них ушли воевать добровольцами прямо со студенческой скамьи.
В своем творчестве поэты-ифлийцы стремились опираться на наследие В. В. Маяковского, В. Хлебникова, поэтов-неоромантиков 1920-х гг. Они остро осознавали предназначенность своего поколения – защищать Родину в грядущей большой войне и, если надо, за нее погибнуть. Предчувствие близкой гибели отчетливо выражено во многих их предвоенных стихотворениях:
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь...
И, задохнувшись "Интернационалом",
Упасть лицом на высохшие травы
И уж не встать...
(Павел Коган)
На двадцать лет я младше века,
Но он увидит смерть мою,
Захода горестные веки
Смежив. И я о нем пою.
(Михаил Кульчицкий)
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы...
(Николай Майоров)
Творчество молодых поэтов этой школы проникнуто юношеской романтикой. Иногда это романтика старых приключенческих книг, как в знаменитой "Бригантине" Павла Когана:
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Чаще – романтика Гражданской войны и коммунистического будущего, воспетая в литературе 1920-х гг.:
Наперевес с железом сизым
И я на проволку пойду,
И коммунизм опять так близок,
Как в девятнадцатом году.
(Михаил Кульчицкий)
Большинство поэтов-ифлийцев погибли на войне: некоторые – на Финской, другие – в боях Великой Отечественной. О том, насколько их поколение было талантливым, свидетельствуют не только сохранившиеся юношеские стихи, но и имена немногих поэтов этой школы, которые вернулись с войны живыми и смогли продолжить творчество. Сергей Сергеевич Наровчатов (1919–1981), Давид Самойлов (Давид Самуилович Кауфман; 1920–1990), Борис Абрамович Слуцкий (1919–1986) стали широко известны в послевоенные десятилетия. О поэтической судьбе своего поколения, достигшего поры зрелости как раз к началу величайшей битвы столетия, Давид Самойлов через много лет после войны сказал так:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
<...>
Как это было! Как совпало!
Война, беда, мечта и юность.
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России.
А мы такие молодые!
Эти стихи подводят итог под судьбой поколения, дата рождения которого также была увековечена Борисом Слуцким:
Девятнадцатый год рожденья!
Двадцать два в сорок первом году!
Принимаю без возраженья
Как планиду и как звезду.
В годы Великой Отечественной войны тема борьбы народа против фашизма становится главной в русской поэзии. Успевшие заявить о себе в предшествующие десятилетия поэты посвящают творчество ей.