Поэма "Про это" (1923)
Важнейшая тема послереволюционного творчества Маяковского - тема бессмертия. "Воскреси - / свое дожить хочу!" - обращается поэт к ученому XXX века в поэме "Про это", одном из самых сложных произведений Маяковского, несущих на себе признаки мировоззренческого слома. В биографическом подтексте поэмы история любви поэта к Л. Ю. Брик. И если предшествующая поэма "Люблю" (1922) отразила в себе наиболее благополучный период их взаимоотношений, то "Про это" ознаменовала кризис, попыткой преодоления которого и было вызвано решение поэта и его возлюбленной на два месяца (с конца декабря 1922 по 28 февраля 1923 г.) прервать всякое общение. Однако не случайно во вводной главке поэмы "Про что - про это?" так и не прозвучит заветное слово, будучи заменено отточиями.
Тема произведения много шире, чем просто любовные переживания героя. В первой части поэмы, которая носит название известного произведения Оскара Уайльда "Баллада Редингской тюрьмы", раскрывается мучительность состояния любящего человека, обрекшего себя на добровольное домашнее заточение, когда телефонная связь остается единственным средством контакта с возлюбленной. Тема ревности, пронизывающая эту часть, вводит в нее образ Дантеса и мотив дуэли, а сам герой по законам характерного для поэта приема реализации метафоры приобретает черты медведя. Во второй части поэмы "Ночь под рождество" эта метафора продолжает разворачиваться: герой в образе медведя оказывается на праздничных улицах столицы, но его принимают за ряженого. Сам образ героя подкреплен в поэме сложной системой двойников, один из которых - герой дореволюционной поэмы Маяковского "Человек", покончивший с собой после разрыва с возлюбленной, но вернувшийся к жизни с небес и стоящий на мосту через Неву, заново открывая для себя мир: "Стоял, вспоминаю, / Был это блеск. / И это / тогда / называлось
Невою". Тема самоубийства вводится и через скрытую отсылку к героям романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Свидригайлову, оказавшемуся перед смертью на невском мосту, и Раскольникову, мечущемуся по узким лестницам петербургских домов и также с мыслью о смерти вглядывающемуся с моста в воды канала.
Образ еще одного двойника героя - христоподобного мальчика-комсомольца, покончившего с собой из-за несчастной любви, придает этой теме высокий смысл искупительного страдания, причем лирический герой поэмы готов своими мучениями повторить подвиг Христа и искупить все несовершенство земного мира:
У лет на мосту на презренье, на смех,
земной любви искупителем значась, должен стоять,
стою за всех, за всех расплачусь,
за всех расплачусь.
Наконец, в третьей части поэмы "Прошение на имя..." с подзаголовком "Прошу вас, товарищ химик, заполните сами!" герой сожалеет о том, что не верит "в загробь" и решение проблемы бессмертия ждет от пауки будущего. Этим и объясняется его просьба о воскрешении к "товарищу химику" из "мастерской человечьих воскрешений": мир может быть принят поэтом лишь тогда, когда будет побеждена смерть и исполнится его завет, "чтоб всей вселенной шла любовь".
Таким образом, в поэме "Про это" Маяковский выходит за рамки поиска синтеза интимного и социального начала. Любовь в его поэтической философии приобретает космическое и даже космогоническое, миросозидательное значение. В ней поэт видит силу, позволяющую преодолеть разобщенность не только двух любящих душ, но и личности с социумом, с историей, мирозданием в целом. Эту же тему, только выходящую за рамки личного бессмертия поэта, подхватывает и стихотворение 1926 г. "Товарищу Нетте - пароходу и человеку": "Мы идем / сквозь револьверный лай, / чтобы, / умирая, / воплотиться / в пароходы, / в строчки /ив другие добрые дела". Отвергая религиозную концепцию бессмертия души, поэт "испытывает на прочность" другое, материалистическое понимание бессмертия, утверждая его в плодах человеческого труда, в том, что останется после тебя на земле.