Поэма "Анна Снегина" (1925)
Это итоговая поэма, самое крупное поэтическое произведение Есенина о жизни повой России. В ней заметна перекличка с "Евгением Онегиным" А. С. Пушкина - идейная, образная и даже звуковая. Так, оба произведения называют "энциклопедией русской жизни" 10-20-х гг. XIX и XX вв. соответственно. Евгений и Сергей - образы близкие, но не тождественные авторам; имя Татьяна перекликается с именем Анна, О-негин - С-негина. Подобно другому классику, Н. А. Некрасову, Есенин ищет ответа на вопрос "кому па Руси жить хорошо". Традиции русской классической литературы, в первую очередь Н. Л. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, прослеживаются и в использовании Есениным "говорящих" топонимов (Горелово, Неелово, Неурожайка, Глупов - Радово, Криуша). Некрасовская эпическая линия переплетается с гоголевским лирическим мотивом "утраченной свежести", юности и блоковскими образами ("соловьиный сад", "девушка в белом", "Прекрасная Дама"). Однако в отличие от своих предшественников Есенин строит "Анну Онегину" на основе жизни прежде всего лирического субъекта, являющегося главным героем его творчества, автобиографического в своей основе ("Стихи мои, / Спокойно расскажите / Про жизнь мою" - "Мой путь"). В то же время лирический герой, имея прототипом самого поэта, сердце которого вместило целый мир, становится обобщенным образом человека 1920-х гг. в ряду других есенинских героев. Даже, казалось бы, в глубоко интимных "письмах" (к женщине, матери, сестре, деду) Есенин в лице лирического героя выражает свое отношение к тому, "что случилось, что сталось в стране": "Любимая! / Сказать приятно мне: / Я избежал паденья с кручи. / Теперь в советской стороне / Я самый яростный попутчик" ("Письмо к женщине").
Сюжетной основой поэмы является жизнь поэта Сергея (с апреля 1917 до лета 1924 г.), повествующего о событиях, происходящих в России первой четверти XX в.: революционной ситуации 1910-х гг., двух революциях 1917-го, трех войнах - Русско-японской (1904), Первой мировой, Гражданской, а также о повседневной жизни людей разных классов. На примере различных образов (жены белого офицера Анны Снегиной и ее матери, старой помещицы; лирического героя-рассказчика; наиболее близкого ему старого мельника и его жены, резко отрицательно относящейся к большевикам; корыстного возницы; братьев Оглоблиных - просоветского Прона и бесхребетного труса Лабути; мужиков богатого села Радова и бедного Криуши) поэт создает целую галерею разновидностей русского характера, исследуя его особенности в переломные моменты истории. Создавая свое в высшей степени народное произведение, Есенин в то же время далек от идеализации народного характера, представляя как позитивные, так и негативные черты своих героев. Говоря словами возницы, "...люди - все грешные души. / У многих глаза - что клыки".
ОГЛАВЛЕНИЕ, основные темы "Анны Снегиной" - революция, родина, народ, история, место человека в мире, любовь и ненависть - определяют и ее жанр (лироэпическая поэма, что совпадает с авторским определением), сюжет и композицию. Поэма состоит из пяти глав, в которых герои рассказывают о важных эпизодах своей жизни, а в целом -о жизни народа и страны. Здесь Есенин развивает идеи, высказанные им в "маленьких поэмах" о Руси "уходящей", "бесприютной" и "советской", в "Возвращении па родину" и в стихах 1924 г.
Лироэпический характер "Анны Снегиной" диктует использование как лирических, так и эпических художественных средств раскрытия тем и образов произведения. Основными средствами полифонического повествования в поэме являются монологи и диалоги. Это монологи Сергея о Февральской революции (гл. 1) и последующих "грозных годах" (гл. 5), о месте человека в мире (гл. 2, знаменитый монолог "Я думаю: / Как прекрасна / Земля / И на пей человек..."), о людях типа Лабути (гл. 4), о любви, о своих стихах и т.д. В этом ряду диалоги рассказчика с другими героями: возницей (гл. 1), мельничихой (гл. 2), криушанами (гл. 2. и 3), Анной Снегиной (гл. 3 и 4), с мельником и др. Важную идейную и сюжетообразующую роль в поэме, как и во всем творчестве Есенина, играют письма и записки (Анны и мельника) рассказчику.
Есенинская поэма создавалась в 1920-е гг., в пору яростных, ожесточенных споров о характере языка новой русской литературы. Художественный язык "Анны Снегиной" вобрал в себя опыт классической русской литературы с ее различными языковыми уровнями. Взыскательный мастер слова, Есенин широко использует лексико-синтаксические особенности для индивидуализации речи персонажей: просторечные выражения ("Дворов, почитай, два ста"; "Приятственны наши места", "С тех пор и у нас неуряды" и др.). лексические приметы нового времени ("Позволь, гражданин, на чаишко", "Купил себе "липу"", "Немало попрело в бутылках / "Керенок" и "ходей" у нас", "За пару измызганных "катек"..." и др.), образную народную речь ("Скатилась со счастья возжа", "Мужик - что твой пятый туз"; "Расея!.. Дурбвая зыкь она" и т.п.).
Новаторство автора "Анны Спешной" сказалось и в решении темы эмиграции, отношение к которой в советской литературе было однозначно негативным. Однако образ Анны, па примере которого поэт решает эту проблему, многозначен. Как и образ Сергея, образ героини проходит через всю поэму, являясь главным и в лирической, и эпической сюжетной линии. Не случайно и поэму Есенин называет ее именем, хотя первоначальное название было другим ("Радовцы"). Прототипами "помещицы Снегиной" послужили три женщины, с которыми поэт был хорошо знаком: подруга юности Есенина Анна Сардановская, писательница Ольга Онегина и помещица села Константинова Л. И. Кашина.
Тема романтической юношеской любви к "девушке в белой накидке", как "романс в романе" (А. М. Марченко), завораживает читателя, а кольцевая композиция поэмы вновь возвращает к ее началу, и горько-сожалеющее "Мы все в эти годы любили, / Но мало любили нас" оборачивается в финале удовлетворенным: "Но значит, любили и нас".