Под обложкой иностранного путеводителя
Зарубежных гостей в первопрестольной привлекает не только Красная площадь.
Очень полезная практика для москвича – посмотреть на свой родной город так, как будто это не родные стены, а абсолютно чужой город. Сразу открывается невероятное количество уникальных памятников архитектуры, незамеченных ранее в перебежках между шопингом и деловыми встречами. После такого осознания самая пора задуматься, что родной город очень интересен и, наверное, привлекает туристов. А как?
Больше всего туристов собирают московские соборы. "Они настолько далеки от всего, что привычно нам...", – замечает турист из Филадельфии. А Красную площадь сложно охарактеризовать лучше: "Это невероятно эпичное и культовое место". В общем, Москва прекрасна тем, что любой может найти нечто привлекательное для себя.
Правда, и сами москвичи не могут с уверенностью сказать, что же в Москве самое привлекательное. Как определить ее культурный бренд?
"Москва могла бы претендовать на звание музыкальной или театральной столицы мира – одних детских театров в столице больше 50! Никакому Нью-Йорку и Лондону такое и не снилось. Также можно было бы развивать тему православия, показывая Москву как Третий Рим. Эта тематика пользуется большим спросом. А как интересно представить Москву как столицу бывшей империи зла и демонстрировать архитектурные образчики сталинского барокко, мозаики в метро и высотки. Это то, чего нет нигде в мире", – считает руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" фонда "Институт экономики города", преподаватель Высшей школы экономики Денис Визгалов.
При таком обилии исходного материала для создания места паломничества туристов кажется странным, что Москва явно проигрывает в борьбе с другими российскими городами: Золотое кольцо и Санкт-Петербург привлекают больше туристов. Может, дело в том, что в Санкт-Петербург попасть проще благодаря большому количеству лоу-кост авиакомпаний, организующих туда рейсы, а Золотое кольцо гораздо успешнее продается туроператорами, представляющими Россию за рубежом.
Нехватку правильного позиционирования первопрестольной в других странах отмечают и в Комитете по туризму города Москвы. Пока российская столица не имеет ни одного действующего туристического представительства в зарубежных странах. Очень мешает и практически полное отсутствие туристических фирм, занимающихся приемом туристов в столице. Все турагентства стремятся только отправить соотечественников в жаркие страны.
Как сообщал в интервью "Независимой газете" в 2010 г. находящийся тогда на посту председателя Комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев, все больше средств выделяется на показ роликов о российской столице на зарубежных информационных каналах, ведется работа по увеличению билбордов с рекламой Москвы, издается журнал на восьми языках, рассказывающий о жизни нашего города. Интуристов заманивают масленичными гуляньями, созданием новых пешеходных зон и конными парадами. "Также Москва ежегодно принимает участие в 15–20 крупнейших международных туристских выставках, ярмарках и биржах на всех континентах планеты", – говорит Григорий Антюфеев. Еще за иностранного клиента борются, постепенно заменяя все указатели и таблички на русском языке на двуязычные. Это достаточно медленный и незаметный процесс, но он идет. Борются и с негативным имиджем Москвы – бандитской столицы. "В Москве нет районов, в которых нельзя гулять и наслаждаться природой, архитектурой и историей и днем, и тем более ночью", – говорит Григорий Антюфеев. И вспоминает о тихой и мирной Швейцарии, где в тюрьмах тоже сидят грабители и убийцы.
Это все техническая сторона дела – важная, но не решающая проблемы культурной идеи Москвы, ее бренда.
"Маленьким городам проще: придумали в Великом Устюге Деда Мороза, и он стал их культурным брендом", – говорит Денис Визгалов. В Москве же, и правда, слишком много всего.
Конечно, если рассматривать другие мировые столицы, становится понятно, что, скажем, Париж – не только Эйфелева башня, вино и романтика под сенью каштанов на Елисейских Полях. И Берлин – не только неформалы и Берлинская стена. И Афины – не только античность, упорно прорастающая через современную застройку. Как ни странно, туристический бренд – нечто весьма отдаленное от настоящей жизни города, просто один из символов.
Тем не менее первое, что вы вспомните при слове "Москва", – это Спасская башня и Красная площадь. Правда, среди москвичей принято считать, что ездить на Красную площадь – это как-то постыдно, "попса", там проводят время только приезжие из провинции и интуристы. А ведь это и правда уникальный ансамбль, самый большой из сохранившихся средневековых замков в Европе, между прочим.
"“Фишка” у Москвы есть, просто она еще не осознана самим городом, – считает Денис Визгалов. – Чтобы не было отбоя от туристов, нужна концепция управления. Ресурс есть – это культура, и ее нужно грамотно использовать. Главное, чтобы управление не оказывало давления на малый бизнес, который играет важную роль в туристическом сегменте экономики".
А малому бизнесу в Москве сложно – слишком много сетей. Для туристов, вероятно, это даже и привлекательно. Всегда можешь быть уверен в том, что в "Макдоналдсе" тебя будет ждать привычный гамбургер, а в "Хилтоне" – привычный тюбик зубной пасты. Но вот именно такая власть сетевиков и лишает город уникальности. Ведь маленькое кафе "с фишкой" вызывает больше желания зайти в него, чем мелькающие с привычностью фонарных столбов сетевые кофейни.
И тем не менее, несмотря на определенные проблемы, иностранные туристы все равно едут в Москву, каждый за чем-то своим, примерно по 4 млн человек за год. Это половина от общего туристического потока Парижа, но у Москвы есть будущее.