Подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции и ее виды
Подсудность – это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции. Под подсудностью следует понимать полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, разграничивающихся на основе общих правил и предусмотренных законом исключений из них (Г. Л. Осокина).
Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.
Вопросам подсудности уделяется большое внимание высшими судебными органами страны.
Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 285-0 "Об отказе в принятии к рассмотрении жалобы закрытого акционерного общества “Завод Людиновокабсль” на нарушение конституционных прав и свобод частью 3 статьи 31 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечается, что несоблюдение правил о подсудности ведет к нарушению не только ч. 1 ст. 47, но и ч. 1 ст. 46 Конституции, в силу чего обращается внимание на то, что соблюдение судом правил о подсудности дела является необходимым условием законности такого акта.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Определении от 20.11.2003 № 402-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кареева Евгения Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" указал, что законодатель вправе и обязан разграничивать предметную компетенцию судов общей юрисдикции путем принятия правил о подсудности.
Подсудность подразделяется:
– на родовую (предметную), определяющую компетенцию судов различных звеньев судебной системы в качестве судов первой инстанции;
– территориальную (местную), определяющую территориальную (пространственную) компетенцию одноуровневых судов.
Действующее федеральное законодательство подробно регламентирует вопросы определения родовой подсудности судов общей юрисдикции.
В соответствии с указаниями ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
1) о выдаче судебного приказа;
2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
4) иные, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
5) по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
6) об определении порядка пользования имуществом.
Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие категории дел. Так, в соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" наряду с перечисленными к подведомственности мировых судей отнесены дела:
1) об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи ст. 23.1 КоАП (однако следует учитывать, что они рассматриваются по правилам КоАП, а не ГПК);
2) по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей и вступивших в законную силу.
При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, действует приоритет районного суда, в силу которого все требования подлежат рассмотрению не у мирового судьи, а в районном суде. В случае изменения подсудности дела в ходе его рассмотрения у мирового судьи последний выносит определение о передаче дела и передает его на рассмотрение в районный суд.
Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
3) дела об обжаловании в суд гражданами, уволенными с военной службы, или гражданами, прошедшими военные сборы, действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Кроме того граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Как разъяснил в п. 3 постановления от 14.02.2000 № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда РФ военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).
В ст. 26 ГПК содержится открытый перечень категорий дел, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, а также судам автономных областей и округов. Перечис-
ленные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие категории гражданских дел:
1) дела, связанные с государственной тайной. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения:
– в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также военно-политической и (или) оперативной обстановке);
– в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических размерах и использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, научно- исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ));
– в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства);
– в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций);
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. При решении вопроса о подведомственности данной категории дел необходимо учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан" содержащаяся во взаимосвязанных п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1, 2 и 4 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК норма, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, и содержащаяся во взаимосвязанных п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 251 ГПК норма, которая наделяет прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признаны несоответствующими Конституции;
3) дела о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
4) дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12.07.2005 № 322-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шхагошева Адальби Люлевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 27, пункта 4 статьи 74 и пункта 2 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 2 статьи 30 и пункта 7 статьи 90 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и пункта 4 части первой статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", при рассмотрении данной категории гражданских дел суд общей юрисдикции соответствующего уровня обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, а также предусматривают возможность обжалования решения суда по делу о защите избирательных прав и, следовательно, не могут рассматриваться как допускающие неполноту судебного исследования доказательств по делу, принятие необоснованных судебных решений и ограничение права на судебную защиту;
5) дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
6) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;
7) дела об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.
Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела. Сюда, в частности, можно отнести дела:
1) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (ч. 1 ст. 244.2 ГПК);
2) об усыновлении или удочерении детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства (ч. 2 ст. 269 ГПК);
3) о принудительном исполнении решения иностранного суда (ст. 410 ГПК);
4) о возражении против признания решения иностранного суда, не требующего принудительного исполнения (ч. 2 ст. 413 ГПК);
5) о признании или об исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) (ч. 1 ст. 416 и ч. 2 ст. 413 ГПК).
Верховный Суд РФ в соответствии с положениями ст. 27 ГПК рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания РФ, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков). При рассмотрении данной категории гражданских дел следует учитывать нормативные предписания ст. 6 Федерального конституционного закона от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии", в соответствии с которыми дела об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) рассматривает не суд общей юрисдикции, а Дисциплинарное судебное присутствие;
4) об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
7) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции;
8) о расформировании ЦИК РФ;
9) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.
В соответствии со ст. 24 ГПК судами первой инстанции по рассмотрению большинства гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, являются районные суды. Подсудность дел районному суду определяется, если так можно выразиться, по остаточному принципу. Подобный подход обусловлен тем, что в нормах ГПК нельзя закрепить все возможные категории дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции, да это и не ставится в качестве цели. Поэтому при определении подсудности действует общее правило: все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районным судом, если то или иное дело не отнесено к подсудности другого суда.
При решении вопроса о подведомственности дела районному суду следует учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 № 17, в силу которого рассмотрение дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ подсудны районным судам по месту нахождения организации, являющейся надлежащим ответчиком.
Территориальная подсудность подразделяется на общую, альтернативную, исключительную, подсудность по связи дел и договорную.
В соответствии с ГПК вопросы определения территориальной подсудности судов общей юрисдикции решаются следующим образом.
В ст. 28 ГПК отражено общее правило, в силу которого территориальная подсудность определяется местом жительства или нахождения ответчика. Термин "место жительства" применяется к физическим лицам, и под ним в соответствии со ст. 20 ГК понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (при этом гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства следует отличать от места пребывания гражданина (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение), которое не может служить основанием определения подсудности. При отсутствии у ответчика места жительства подлежат применению правила ст. 29 ГПК, в соответствии с которой иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Термин "место нахождения" применяется к юридическим лицам. Под ним в силу ст. 54 ГК понимается по общему правилу место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. В частности, в Федеральных законах от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в учредительных документах может быть указано другое место нахождения – фактический (почтовый) адрес нахождения постоянно действующих органов юридического лица.
Следует отметить, что в связи с принятием Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" возник вопрос о соблюдении общих правил территориальной подсудности в отношении постоянных судебных присутствий, которые могут располагаться вне места пребывания районного суда. Видимо, данный вопрос будет в дальнейшем разрешен путем внесения соответствующих изменений и дополнений в гражданское процессуальное законодательство.
В некоторых случаях, императивно закрепленных в ст. 29 ГПК, подсудность может определяться исходя из волеизъявления истцом – так называемая альтернативная подсудностъ, в силу которой:
– иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации;
– иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. В соответствии со ст. 55 ГК под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
– иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства;
– иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным. Правила определения территориальной подсудности, установленные последними двумя пунктами, охватывают случаи, когда речь идет о спорах в рамках семейного законодательства. Так, альтернативная подсудность применяется при предъявлении иска о взыскании алиментов: на несовершеннолетних, нетрудоспособных детей (ст. 80–86 СК); с супругов или бывших супругов (ст. 89–92 СК); с совершеннолетних трудоспособных детей на ОГЛАВЛЕНИЕ родителей (ст. 87 СК); с братьев, сестер, внуков и других членов семьи (ст. 93–98 СК). Она применяется и к искам об установлении отцовства (ст. 47, 53 СК). Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 постановления от 25.10.1996 № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", при определении подсудности дел, основанных на алиментных обязательствах, необходимо иметь в виду, что данные установления применимы лишь в отношении исков о взыскании алиментов. Следует учитывать, что возможность предъявления таких исков по месту жительства как ответчика, так и истца установлена в интересах лиц, с которых взыскиваются алименты на детей и других членов семьи. В отношении исков об изменении размера алиментов альтернативная подсудность не применяется. Они предъявляются по месту жительства ответчика (взыскателя);
– иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда;
– иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца;
– иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора;
– иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна;
– иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора;
– иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
При применении положений об альтернативной подсудности следует учитывать предписания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 № 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований", в силу которых в соответствии с п. 1 ст. 7 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, от 10.05.1952 суды страны, в которой был наложен арест на морское судно, компетентны рассматривать дело по существу, если закон страны, в которой арест был наложен, предоставляет судам такую компетенцию или если требование возникло в стране, в которой был наложен арест.
Суды РФ вправе разрешать по существу в названных случаях дела по спорам, вытекающим из морских требований, наряду с общими правилами подсудности, также и по месту нахождения на территории РФ судна:
– зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и плавающего под государственным флагом РФ;
– зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге и временно переведенного под государственный флаг иностранного государства с правом пользования и владения иностранным фрахтователем;
– имеющего национальность иностранного государства и плавающего под государственным флагом данного государства.
Под местом нахождения судна в указанных случаях следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации.
Следует учитывать, что в ст. 29 ГПК содержится далеко не исчерпывающий перечень категорий дел, рассмотрение которых подпадает под альтернативную подсудность. Так, в соответствии со ст. 423 ГПК заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника – стороны третейского разбирательства.
Исключительная подсудность заключается в том, что законодатель в отношении ряда категорий гражданских дел точно определяет компетентный в их рассмотрении суд. Обусловлено это необходимостью обеспечения максимального удобства и оперативности рассмотрения отдельных категорий дел, чему способствует то обстоятельство, что исключительная подсудность связывается с местонахождением объекта имущества или наличием необходимых доказательств по делу.
В соответствии со ст. 30 ГПК:
– иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества;
– иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Место открытия наследства определяется по правилам ст. 1115 ГК. Таким местом является последнее место жительства наследодателя. Если последнее место жительства наследодателя, обладающего имуществом на территории РФ, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого имущества. Если наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества – место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части;
– иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Следует учитывать, что в ст. 30 ГПК содержится неисчерпывающий перечень категорий дел, рассмотрение которых подпадает под исключительную подсудность. Так, согласно ст. 418 ГПК заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда.
Подсудность нескольких связанных между собой дел закрепляется ст. 31 ГПК, в силу которой:
– иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. Ответчиками по указанным искам могут быть граждане (организации), проживающие (находящиеся) в разных местах. Возникновение такой связи дел предусматривает, например, ст. 42 ГПК, которая позволяет объединить дела для их совместного рассмотрения;
– встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска;
– гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Из общего правила о подсудности нескольких связанных между собой дел имеется исключение, в силу которого правила подсудности по связи не применяются, если встречный иск подпадает под исключительную подсудность.
В ст. 32 ГПК закрепляется возможность договорной подсудности, в силу которой стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что правила о договорной подсудности не могут применяться к родовой подсудности, установленной ст. 26 и 27 ГПК, а также исключительной подсудности, установленной ст. 30 ГПК. Как представляется, данное ограничение возможности применения договорной подсудности является необоснованно зауженным. Его следовало бы распространить и на все виды родовой подсудности (ст. 24–27 ГПК).
Кроме того, следует учитывать, что норма ст. 32 ГПК распространяется только на дела искового производства, так как для дел из публичных правоотношений, дел особого производства, а также дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение нормами ГПК установлены альтернативная или исключительная подсудность, которые не могут быть изменены на договорной основе.
Определенной спецификой обладает подсудность дел с участием иностранных лиц.
Российские суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием иностранных лиц, если:
– организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации;
– орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;
– у ответчика есть имущество, находящееся на территории РФ;
– по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации;
– по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в Российской Федерации;
– по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;
– иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;
– иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
– по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином;
– по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.
К исключительной подсудности судов в Российской Федерации в соответствии со ст. 403 ГПК относятся дела:
1) о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ;
2) по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ;
3) о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации;
4) из публичных правоотношений;
5) особого производства в случае, если: а) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в Российской Федерации или факт, который необходимо установить, имел или имеет место на территории РФ; б) гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации; в) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации; г) подано заявление о признании вещи, находящейся на территории РФ, бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории РФ; д) подано заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги, выданных гражданином или гражданину, имеющим место жительства в Российской Федерации, либо организацией или организации, находящимся на территории РФ, и о восстановлении прав по ним (вызывное производство).
В соответствии с общим правилом дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. Однако действующее законодательство предусматривает ряд оснований, при наличии которых суд передает дело на рассмотрение другого суда. К ним относятся случаи, если:
– ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
– обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
– при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
– после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.
О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы – после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено, так как в силу указания закона споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 № 9-П "По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан", передача дела в другой суд в случае устранения судьи из процесса не может расцениваться как нарушение права, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Конституции, поскольку подсудность и в таком случае в конечном счете предопределена не усмотрением правоприменителя, а законом (указанными в нем точными основаниями). Передача дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд не противоречит Конституции, если осуществляется в рамках судебной процедуры при наличии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. При определенных обстоятельствах (например, если иск в гражданском процессе предъявлен к самому судье либо самим судьей этого же суда или если суд, к подсудности которого отнесено дело, по тем или иным причинам не функционирует) изменение подсудности не только допустимо, но иногда и необходимо. Однако такие обстоятельства также должны быть предусмотрены в законе.
Указание таких целей передачи дела в другой суд, как "наиболее быстрое, полное и объективное рассмотрение дела", "наиболее быстрое и правильное рассмотрение дела", "наилучшее обеспечение воспитательной роли судебного разбирательства" и т.п., непозволительно, так как практически не ограничивает усмотрение правоприменителя, допуская возможность расширительного истолкования, а следовательно, и произвольного применения оснований и порядка изменения подсудности, а также решения вопроса о передаче дела в гот или иной суд произвольно, на основании субъективных представлений должностных лиц, действующих вне рамок судебной процедуры. Тем самым создается нормативная предпосылка для нарушения закрепленных Конституцией принципов и положений, относящихся к осуществлению правосудия, – права каждого на судебную защиту (ст. 46), в том числе на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); осуществления правосудия только судом посредством соответствующего вида судопроизводства (ст. 118); независимости судей (ст. 120).
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 285-0 отмечается, что несоблюдение правил о подсудности ведет к нарушению не только ч. 1 ст. 47, но и ч. 1 ст. 46 Конституции, в силу чего обращается внимание на то, что соблюдение судом правил о подсудности дела является необходимым условием законности такого акта.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Определении от 20.11.2003 № 402-0 указал, что законодатель вправе и обязан разграничивать предметную компетенцию судов общей юрисдикции путем принятия правил о подсудности.