Подсистема уровня действий (целевой слой системы значений)

Значения уровня действий составляют целевой, осознаваемый план системы значений: представление о существующем положении вещей, об их изменении, направленности действий (цель), о результате своих действий, о средствах и о самих действиях. Субъектность целевого слоя определяется влиянием ядерного (мотивационного) слоя и может осознаваться как смысл целей и задач действий, понимаемый в теории деятельности как соотношение между мотивацией и целеполаганием. При этом промежуточные цели могут быть направлены на преобразование условий для выполнения основных целей. Подчеркивая этот аспект целеобразования, Б. И. Беспалов (Беспалов, 1984) выделяет внешние (обстоятельства) и внутренние (мотивация) причины целеобразования, разделяет сознательную цель, которая реализуется собственными действиями субъекта, и возможную цель (предвосхищение), которая может быть достигнута и действиями другого. Целеобразование – процесс, протекающий на всех уровнях образа жизни (внутренний план, план коммуникации и план практической деятельности). На целевом уровне комбинаторные возможности образа мира хорошо осознаются и могут даже быть вербально описаны. Человек может обсуждать разные варианты практических действий по достижению целей, коммуникации и даже возможных смыслов, нс приступая временно к практической деятельности, или человек может пробовать практически различные варианты, выбирая оптимальный.

Рефлексивная составляющая уровня действий обычно осознается на основе сопоставления цели и результата действия, и необходима для осуществления функций направления и контроля. Рефлексивный процесс направлен в будущее и начинается тогда, когда действие еще не реализовано, так как цель – нечто еще не существующее. Направленность в будущее характеризует не только системы практических действий, но и системы перцептивных действий (деятельность восприятия) и системы познавательных действий (познавательная деятельность). Рефлексивный процесс начинается с соотнесения цели с конкретными условиями и внутренними возможностями ее достижения. В контексте выделяемой П. Я. Гальпериным (Гальперин, 1999) бинарной структуры действия (ориентировочная и исполнительская части) подсистема уровня действий близка к полной (вместе с неосознаваемой частью) ориентировочной основе действий субъекта. Весь уровень действий не находится одновременно в области апперцептивности, но актуальная его часть может при необходимости быть осознана. В этом отношении уровень действий соотносим с планами образа мира профессионала, выделяемыми Е. А. Климовым (Климов, 1995). В целевом слое образа мира представлены и чувственные, и "сверхчувственные" свойства предметов, т.е. уровень действия связан и с модальностными аспектами восприятия.

"Сверхчувственные" свойства "образуют два больших класса: а) те, что образуются в результате взаимодействия с другими объектами... и б) сверхприродные свойства, обнаруживаемые при воздействии на других людей, например, стоимость. И те и другие свойства не могут быть отражены без отражения “узлов” деятельности, которая приводит к их проявлению и в которой эти свойства только и обнаруживают себя" (Смирнов, 1985, с. 149).

Основная форма презентации уровня действий – предметные значения. В качестве примера презентации уровня действий можно привести операциональный смысл, как "те изменения ситуации, которые имеет в виду человек при осуществлении конкретного действия" (Тихомиров, 1984, с. 69), группы логических операций, значение инструмента. Понятиям уровня действий можно сопоставить третий тип ориентировочной основы действия (полная ориентация уже не только на условия, но и на существенные характеристики ситуации).

Презентация уровня действий является важнейшей в становлении и развитии образа мира. Именно в действии осуществляется активный практический контакт с миром, корректировка системы значений. Образ мира строится и перестраивается не в результате, а в процессе деятельности, в действии. Осознанный образ действительности не сливается с переживанием, и, в силу этого, может быть интерпретирован как "предстоящий" субъекту, может стать объектом мыслительной работы, анализа, помогающего осознать и проанализировать и другие (слитые с переживанием) формы значений и уровни систем значений.