Подсистема "Торговое обслуживание"
Торговое обслуживание — деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя как в процессе приобретения товара, так и после его завершения.
Цель торгового обслуживания сформулирована афористично автором книги "Эффективные продажи" Р. Виллингеймом: "Продать — это значит помочь покупателю получить то, что ему нужно, и способствовать при этом его хорошему настроению. До, во время и после покупки".
Торговое обслуживание включает этапы:
• реализации;
• послепродажного обслуживания.
Этап реализации
Управление качеством торгового обслуживания включает:
• документирование процесса обслуживания;
• управление работой персонала;
• управление несоответствующими реализуемыми товарами;
• управление несоответствием качества торгового обслуживания.
Документальная основа представлена внешними и внутренними документами. К внешним документам относятся: Закон РФ "О защите прав потребителей" и утверж
денные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Правила продажи отдельных видов товаров" (в ред. от 04.10.2012 № 1007) (1.3-1.5).
К внутренним документам относятся СТО торговой организации, в частности, так называемые стандарты обслуживания.
Результативность стандартов обслуживания торговой компании проявляется в:
• достижении единого качества обслуживания клиентов для всех точек сети;
• оптимизации рабочих процессов (исключении лишних или ошибочных действий со стороны персонала);
• минимизации временных затрат руководителей на адаптацию новых сотрудников;
• повышении мотивации персонала за счет понимания ими критериев оценки работы.
Но стандарты не могут перевоспитать сотрудников и изменить их отношение к покупателям. Поэтому нужен отбор персонала. Наличие стандартов не обеспечит их автоматического исполнения. Поэтому руководство организации должно осуществлять постоянный контроль применения стандартов обслуживания.
Управление работой персонала осуществляется в торговой организации с помощью СТО или действующих правил внутреннего распорядка, или устного инструктажа работников, непосредственно обслуживающих потребителей.
Достаточно часто это находит отражение в должностных инструкциях отдельных категорий работников в форме их обязанностей.
Продавцы как субъекты управления
Этап реализации, предназначенный для непосредственного обслуживания покупателя, можно разделить на пять подэтапов.
1. Приветствие и выяснение запросов покупателя.
2. Консультация продавца по поводу товара (объяснение выгоды от приобретения).
3. Работа с вопросами, сомнениями и возражениями покупателя.
4. Помощь в принятии решения о покупке.
5. Завершение продажи у кассового узла, предложение сопутствующих товаров.
На указанных подэтапах производится презентация товара. Специалисты по продажам товара [17, 40] подчеркивают, что необходимо продавать не товар, а ту выгоду, которая заключена в товаре.
Обращение к выгоде клиента как прием убеждения будет тогда результативным, когда продавец-консультант хорошо знает товар и искренне хочет помочь клиенту в выборе того товара, который отвечает его запросам.
Согласно мнению специалистов [23, 40, 41], продавцу- консультанту необходимо:
• уяснить, какая потенциальная выгода заключена в товаре:
• правильно диагностировать интересы покупателя, попять, ради какой выгоды он приобретает товар;
• подобрать именно те наименования товара, которые потенциально могут заинтересовать клиента;
• подобрать именно те аргументы и средства убеждения, которые помогут понять клиенту, каким образом он сможет получить ту выгоду, которую ищет.
Выгоды товара можно сгруппировать следующим образом:
1) выигрыш в цене;
2) экономичность в использовании;
3) комфорт, удобство;
4) практичность, надежность;
5) здоровье;
6) престиж, оригинальность;
7) товар специально для покупателя;
8) товар, подлинный по качеству, количеству, назначению.
Указанные конкурентные преимущества базируются на определенных критериях, которые подробно разбираются в 120].
Благодаря информационной поддержке продавца-консультанта товар приобретает дополнительную ценность по отношению к базовой ценности, заложенной производителем.
Обязанности консультантов в магазинах выполняют не только работники специальной категории. В роли консультантов выступают и продавцы небольших неспециализированных магазинов (например, магазинов "у дома"), торгующих через прилавок. Этот способ продажи позволяет сохранить ощущение "человеческого общения" между покупателем и продавцом. Благодаря компетентным продавцам небольшие магазины с прилавочной торговлей "выигрывают битву за покупателей" у больших магазинов.
Для выполнения установленных обязанностей работники должны обладать необходимой компетентностью и навыками корпоративной культуры. Для формирования указанных профессиональных характеристик проводится их обучение, в том числе и соответствующие тренинги.